Вопрос:
Текст:
Адиширна и Сель не пострадали от первого извержения, выбросившего массы паров, грязи и камней. Пещера укрыла их от каменного дождя… Когда вода несколько спала, Адиширна и Сель вышли из своего убежища. Оглядевшись вокруг, они были поражены. Местность стала неузнаваемой. Громадные стволы лежали, как трупы на поле сражения. Среди поваленных деревьев и мусора виднелись вспухшие трупы животных.
И вдруг из самых недр земли раздалось глухое рокотанье. Оно росло, приближалось, сотрясало почву. Дрожавшая земля начала подниматься, опускаться, качаться из стороны в сторону. Расплавленная лава, как солнечное ожерелье, опоясала уже всю вершину вулкана.
Наконец он с Сель спустился на Священный Холм. Он вбежал в библиотеку и остановился в изумлении. Потолок комнаты обвалился. На полу валялось несколько трупов рабов, служивших у Ацро Шану, придавленных обрушившейся частью потолка.
У одного из столов стоял светильник. Груды бронзовых пластинок лежали на столе. У стола сидел сам Ацро Шану в своей чёрной жреческой одежде. Спокойный, как всегда, он старательно писал стилосом на бронзовой пластинке.
– Ты здесь?! – в изумлении воскликнул Адиширна. Ацро Шану поднял голову и посмотрел на Адиширну. Насмешливый огонёк сверкнул в его живых чёрных глазах.
Адиширна опустил Сель на пол и начал приводить её в чувство.
Укрыв Сель, он подошёл к жрецу.
– Ты не уехал? – спросил он жреца.
– Я умру с Атлантидой, – спокойно ответил Ацро Шану и с улыбкой прибавил: – И потом надо же кому-нибудь вести летопись.
Без записи событий этих последних дней Атлантиды её история не будет полна.
– Но какой смысл, если Атлантида погибнет? – с недоумением спросил Адиширна.
– Погибают народы, живёт человечество, – ответил Ацро Шану. –
Расскажи мне, что происходило с тобой и что ты видел, – я запишу. Все мои рабы погибли, и круг моих наблюдений ограничен.
Было что-то властное в словах Ацро Шану. Адиширна, как в полусне, начал рассказывать. Ацро Шану старательно записывал, иногда задавал вопросы. Удушливые газы начали постепенно прникать и сюда. У Адиширны кружилась голова. Он упал на пол и увидел, как пропасть между ним и Сель увеличилась, быстро заполнилась огнём. Пол высоко поднялся, и Адиширна, уже теряя сознание, увидел последнее: как пропасть разодрала на две части весь материк через горный хребет от берега до берега океана.
Адиширна стремительно полетел вверх, вместе со всем Священным Холмом, достигая косматых туч, и потом так же стремительно упал вниз и погрузился в океан с Посейдонисом, со всеми храмами, пирамидами, маяком, горною цепью, людьми и животными.
Конец! В одну ночь Атлантиды не стало.
Вопросы:
Послушайте отрывок из 18-й главы «Гибель Атлантиды». Какой стала Атлантида после извержения вулкана? Найдите это описание. Укажите предложения или группу предложений, несущих основную информацию. Сократите абзацы текста за счёт исключения несущественной информации. Составьте резюме по содержанию данной главы
Ответ:
Вопрос: Текст: Хитрая как лиса. Это выражение – из китайской сказки. Поймал Тигр Лису, а она, хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: – (Не) посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на маленькую Лису и (не) поверил: – (Не) может быть! – (Не) веришь мне? Так пойдём со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился Тигр. Лиса важно шагала впереди, а Тигр – следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев Тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы, поднялись к облакам. А Лиса ещё выше подняла голову: – Ну, теперь ты убедился? Кто меня (не) боится? – Да, ты действительно могущественна, – ответил Тигр. Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. 1-группа 1. Выберите заголовок, который соответствует содержанию текста: 1) «Лиса»; 2) «Лиса и Тигр»; 3) «Как Лиса обманула Тигра»; 4) «Тигр». 2. Выберите утверждения, которые соответствуют содержанию текста: 1) Поймал Тигр Лису; 2) Тигр шагал впереди, а Лиса – следом; 3) Тигр согласился пойти в лес с Лисой 3. Восстановите последовательность действий Лисы: шагала – повертела – подняла 4. Укажите правильный вариант толкования слова чаща: 1) «густой частый лес»; 2) «небольшой лиственный лес»; 3) «обрабатываемая под посев земля». 5. Укажите правильный перевод слова властелин: 1) ие; 2) әмірші; 3) қожа. 6. Укажите количество вопросительных предложений. 7. Укажите количество наречий в тексте. 8. Какая форма речи преобладает в тексте? 1) Монолог; 2) диалог. 9. Какой тип речи преобладает в тексте? 1) Описание; 2) повествование; 3) рассуждение. 10. Выпишите все глаголы с не. Объясните их написание 2-группа 2. Выберите утверждения, которые не соответствуют содержанию текста: 1) Посмотришь, как звери тебя боятся; 2) Тигр не поверил Лисе; 3) Все звери и птицы, увидев Лису, бросились в чащу. 3. Восстановите последовательность действий Тигра: согласился – поймал – ответил – не поверил – поглядел. 4. Укажите правильный вариант толкования слова нора: 1) «углубление под землёй, вырытое животными»; 2) «зимнее логовище медведя»; 3) «жилое здание». 5. Укажите правильный перевод слова следом: 1) із; 2) өкше; 3) ізінше. 6. Укажите количество восклицательных предложений.
Посмотреть ответВопрос: Текст: Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях междометия чаще используются в диалогах. К междометиям примыкают звукоподражательные слова, которые не выражают ни чувств, ни побуждений к действию, а передают крики животных и птиц, звуки неживой природы: кукареку, тик-так. Междометия и звукоподражательные слова не могут поясняться другими словами, не отвечают на вопросы, не являются членами предложения. Вопросы: Прочитайте. Выделите известную вам информацию. Какие новые сведения о междометии вы получили?
Посмотреть ответВопрос: Текст: После того как Уран (Небо) стал господином всего света, он женился на благодатной Гее (Земле). И родилось у них шесть сыновей и шесть дочерей – могучих и страшных титанов и титанид. Титан Гиперион и старшая дочь Урана Тейя имели троих детей – Гелиоса (Солнце), Селену (Луну), Эос (Зарю). Далеко на восточном краю Земли находился золотой чертог Гелиоса – бога Солнца. Каждое утро, когда начинал розоветь восток, Эос открывала золотые ворота, и из ворот выезжал Гелиос на своей золотой колеснице, которую влекли четыре белых, как снег, крылатых коня. Его лучи озаряли сначала самые высокие горные вершины, и они начинали пылать, словно были охвачены буйными языками огня. После того как Гелиос достигал небесных высот, он начинал медленно спускаться на своей колеснице к западному краю Земли. Там, на священных водах Океана, его ждала золотая ладья. Крылатые кони вносили колесницу с седоком прямо в ладью, и Гелиос нёсся на ней по подземной реке на восток в свои золотые чертоги. Там Гелиос отдыхал ночью. Вопросы: Прочитайте древнегреческий миф. Найдите сравнения и эпитеты. Сформулируйте «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту и ответьте на них.
Посмотреть ответВопрос: Выскажите свою позицию! Можете ли вы согласиться или опровергнуть следующие высказывания? 1. Компьютер – это наш умный помощник. 2. Без компьютера трудно учиться в школе. 3. Я не представляю свою жизнь без компьютера. 4. Мне интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься спортом.
Посмотреть ответВопрос: Текст: Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду. – Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы? Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет – костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло сердце, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. – Д-даю уроки, – запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. – Н-на дому. Вас интересует литература? – Интересует, – кивнул собеседник. – Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия. «Задаром!» – едва не вырвалось у Андрея Петровича. – Оплата почасовая, – заставил себя выговорить он. – Когда бы вы хотели начать? – Я, собственно... – собеседник замялся. – Первое занятие бесплатно, – поспешно добавил Андрей Петрович. – Если вам не понравится, то... – Давайте завтра, – решительно сказал Максим. – В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух. – Устроит, – обрадовался Андрей Петрович. – Записывайте адрес. – Говорите, я запомню. В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили. – Вы слишком узкий специалист, – сказал тогда директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. – Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним – вещи. А затем... Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом, – затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский – две недели. Бунин – полторы. В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг – самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль. Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту. – Проходите, – засуетился Андрей Петрович. – Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать? Максим помялся, осторожно уселся на край стула. – С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, меня ничему не учили. – Да-да, естественно, – закивал Андрей Петрович. – Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. – Нигде? – спросил Максим тихо. – Мне нелегко об этом говорить, – сказал он наконец. – Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим! – Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам. – У вас есть дети? – Да, – Максим замялся. – Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня? – Да, – сказал Андрей Петрович твёрдо. – Научу. Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился. – Пастернак, – сказал он торжественно. – Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела… – Вы придёте завтра, Максим? – стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович. – Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, – Максим обвёл глазами помещение, – могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит? Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром. – Конечно, Максим, – сказал он. – Спасибо. Жду вас завтра. День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Однажды, в среду, Максим не пришёл. Вопросы: 1. Как вы думаете, для чего Максиму нужны были частные уроки по литературе? 2. Почему, по мнению Андрея Петровича, «литература умерла»? 3. Что считает страшным для детей Андрей Петрович? 4. Подумайте, почему бывшего учителя не беспокоит размер оплаты за уроки? Почему для него важно «передать другим то, что знает, то, что у него есть»? 5. Почему у Андрея Петровича появился интерес к жизни? 6. Как вы думаете, почему не пришёл Максим? Предположите, что произошло с героями дальше.
Посмотреть ответВопрос: Напишите эссе на тему «Нужно ли знать историю?».
Посмотреть ответВопрос: Сравните предложения. Различаются ли они по смыслу? Я не знал, что папа уехал. – Я знал, что папа не уехал.
Посмотреть ответВопрос: Текст: Русский язык Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нем клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нём воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше. Берёзовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. И снова ровный гул широких вод. Кукушка. У колодца молодицы. Зелёный луг. Весёлый хоровод. Канун на небе. В чёрном – бег зарницы. Костёр бродяг за лесом, на горе, Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины. Соха и серп с звенящею косой. Сто зим в зиме. Проворные салазки. Бежит савраска смирною рысцой. Летит рысак конём крылатой сказки. Пастуший рог. Жалейка до зари. Родимый дом. Тоска острее стали. Здесь хорошо. А там – смотри, смотри. Бежим. Летим. Уйдём. Туда. За дали. Вопросы: Прочитайте последнюю строфу. Выпишите ключевые слова. Как вы думаете, с чем ещё связано понятие «русский язык» для поэта? Докажите словами из данной строфы, что русский язык для него – это язык родного дома, Родины, России.
Посмотреть ответВопрос: Напишите эссе на тему «Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ Майка Гелприна “Свеча горела”?» В эссе можете отразить отдельные проблемы: 1) Роль литературы в жизни человека. 2) Роль учителя в жизни человека. 3) В чём смысл жизни? 4) Технический прогресс (Может ли техника заменить всё? Есть ли место культуре и искусству в мире науки и техники?). 5) Негативные последствия научно-технической революции.
Посмотреть ответВопрос: Текст: В большом городе, где столько домов и людей, что не всем хватает места хотя бы на маленький садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, и садик у них был чуть побольше цветочного горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу в гости по крыше и сидеть на скамеечке под розами. Как чудесно им тут игралось! А зимой эти радости кончались. Окна зачастую совсем замерзали. – Это роятся белые пчёлки! – говорила старая бабушка. – А у них тоже есть королева? – спрашивал мальчик. Он знал, что у настоящих пчёл есть такая. – Есть! – отвечала бабушка. – Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, вот оттого-то и покрываются они морозными узорами, словно цветами. – Видели, видели! – говорили дети и верили, что всё это правда. – А сюда Снежная королева не может войти? – спрашивала девочка. – Пусть только попробует! – отвечал мальчик. – Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает. Вечером, когда Кай был дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул у окна и поглядел в оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу. Как-то раз Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками – зверями и птицами. На больших башенных часах пробило пять. – Ай! – вскрикнул вдруг Кай. – Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз! Девочка обвила ручонкой его шею, он часто-часто моргал, но в глазу как будто ничего не было. – Должно быть, выскочило, – сказал он. Но это было не так. Это были как раз осколки того дьявольского зеркала, о котором мы говорили вначале. Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было стать как кусок льда. Боль прошла, но осколки остались. – О чём ты плачешь? – спросил он Герду. – Мне совсем не больно! Фу, какая ты некрасивая! – вдруг крикнул он. – Вон ту розу точит червь. А та совсем кривая. Какие гадкие розы! Не лучше ящиков, в которых торчат. И он пнул ящик ногою и сорвал обе розы. – Кай, что ты делаешь! – закричала Герда, а он, видя её испуг, сорвал ещё одну розу и убежал от милой маленькой Герды в своё окно. Принесёт ли теперь ему Герда книжку с картинками, он скажет, что эти картинки хороши только для грудных ребят: расскажет ли что-нибудь старая бабушка – придерётся к её словам. А то дойдёт даже до того, что начнёт передразнивать её походку, надевать её очки, говорить её голосом. Выходило очень похоже, и люди смеялись. Скоро Кай научился передразнивать и всех соседей. Он отлично умел выставлять напоказ все их странности и недостатки, и люди говорили: – Удивительно способный мальчуган! А причиной всему были осколки, что попали ему в глаз и в сердце. Потому-то он и передразнивал даже милую маленькую Герду, а ведь она любила его всем сердцем... На площади каталось множество детей. Кто посмелее, привязывал свои санки к крестьянским саням и катился далеко-далеко. В самый разгар веселья на площади появились большие сани, выкрашенные в белый цвет. В них сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке. Сани объехали вокруг площади два раза. Кай живо привязал к ним свои санки и покатил. Большие сани понеслись быстрее, затем свернули с площади в переулок. Сидевший в них человек обернулся и приветливо кивнул Каю, точно знакомому. Кай несколько раз порывался отвязать свои санки, но человек в шубе всё кивал ему, и он продолжал ехать за ним. Снежные хлопья всё росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина – Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега. – Славно проехались! – сказала она. – Но ты совсем замёрз – полезай ко мне в шубу! Посадила она мальчика в сани, завернула в свою медвежью шубу. Кай словно в снежный сугроб опустился. – Всё еще мёрзнешь? – спросила она и поцеловала его в лоб. У! Поцелуй её был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошёл до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Каю показалось, что ещё немного – и он умрёт... Но только на минуту, а потом, напротив, ему стало так хорошо, что он даже совсем перестал зябнуть. Снежная королева поцеловала Кая ещё раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних. – Больше не буду целовать тебя, – сказала она. – Не то зацелую до смерти. Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. В тот же миг Снежная королева взвилась с ним на чёрное облако. Буря выла и стонала, словно распевала старинные песни; они летели над лесами и озёрами, над морями и сушей; студёные ветры дули под ними, выли волки, искрился снег, летали с криком чёрные вороны, а над ними сиял большой ясный месяц. На него смотрел Кай всю долгую-долгую зимнюю ночь, а днём заснул у ног Снежной королевы. Вопросы: Найдите в тексте описание Снежной королевы и прочитайте. Какие прилагательные использует автор? Выпишите их.
Посмотреть ответ