Воробей И. Тургенев Я возвращался с


Ответы на все, о чем вы хотели узнать
🔗 ГДЗ, Решебники, ответы тут 🔗
Самопознание

Вопрос: Воробей И. Тургенев Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… Но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, стильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. 1. Почему собака остановилась перед воробьем и попятилась? 2. Какая сила заставила маленькую птицу броситься на защиту птенца, не испугавшись большой собаки? 3. Встречались ли вы в жизни с подобными ситуациями? 4. Объясните, как вы понимаете слова «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Ответ:

Все ответы из этого учебника Все вопросы по Самопознанию

Похожие вопросы

Вопрос: Сравните содержание трек прочитанных вами стихотворений. Какой мыслью они объединены?

Посмотреть ответ

Вопрос: Маленький принц (Фрагмент) A. Сент-Экзюпери Вот тут-то и появился Лис. - Здравствуй, - сказал он. - Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянуля, но никого не увидел. - Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней… -Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый! - Я Лис, - сказал Лис. - Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – Мне так грустно… - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен. - Ах, извини, - сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: - А как это - приручить? - Ты нездешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь? - Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить? - У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур? - Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это - приручить? - Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает создать узы. - Узы? - Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… - Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. – Есть одна роза… Наверно, она меня приручила… - Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только не бывает. - Это было не на Земле, - сказал Маленький принц. Лис очень удивился: - На другой планете? - Да. - А на той планете есть охотники? - Нет. - Как интересно! А куры там есть? - Нет. - Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис. Но потом он опять заговорил о том же: -Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. Ия полюблю шелест колосьев на ветру… Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста… приручи меня! - Я бы рад, - ответил Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи. - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц. - Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе… Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. - Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды. - А что такое обряды? - спросил Маленький принц. - Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис. – Нечто такое, отчего один какой-то день становится непохож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день-четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали, когда придется, все дни были бы одинаковы, и я никогда не знал бы отдыха. Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья. - Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис. - Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил… - Да, конечно, - сказал Лис. - Но ты будешь плакать! - Да, конечно. - Значит, тебе от этого плохо. - Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья… - Прощай… - сказал Маленький принц. - Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. - Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил… 1. Как подружились Маленький принц и Лис? 2. Какой секрет дружбы Лис открыл Маленькому принцу? 3. Почему самого главного глазами не увидишь? 4. Как вы понимаете слова Лиса «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»? 5. За кого и за что в ответе человек?

Посмотреть ответ

Вопрос: Радость творчества и счастье человека По С. Васильевичу Корнем слова радость является древнеегипетское слово Ра, означающее «Солнце». Радуем - значит наполняем светом и любовью. Радость - одна из граней любви. Кому же мы дарим радость через творчество? В первую очередь - самим себе. Мы дарим миру нашу любовь, чтобы доставить себе удовольствие через внешний мир, через других людей. Внешний и внутренний миры едины. Поэтому количество радости, уважения, любви к себе равно количеству радости, уважения и любви, которым нас одаривают люди, окружающий нас мир, Вселенная. Получается, наша жизнь, наши мысли и действия - это следствие любви к самому себе. Оглянитесь вокруг, посмотрите на себя в зеркало, на окружающий вас мир, и вы сможете многое о себе узнать. Окружающий мир - это отличный ориентир нашего отношения к самим себе. То есть с помощью творчества мы передаем наше отношение к самим себе. Разве радуется и любит себя человек, который суетится и занимается неинтересным ему делом, однообразной работой, отрицая и игнорируя окружающий мир, не уделяя внимания своему здоровью, внешнему виду и своему телу? Начинать нужно с малого. Например, порадуйтесь тому, что вы проснулись, подарили близким свою улыбку, начали уделять себе время, познаете, расширяете свой взгляд на мир и помогаете окружающим. 1. Как вы думаете, в чем смысл радости? 2. В чем заключается счастье творческого человека? 3. Назовите источники радости для творческого человека. 4. Умеете ли вы радоваться? Как это проявляется в повседневной жизни?

Посмотреть ответ

Вопрос: Прочитайте стихотворение. Что, по мнению автора, является Родиной родин? Какие чувства он питает к народам всех рас? Почему? Можно ли сказать, что поэтическое обращение Назыма Хикмета к людям - это служение человечеству? Выучите наизусть строчки, в которых, с вашей точки зрения, заключена основная мысль стихотворения. Родина родин H. Хикмет Уважаемые народы всех рас: суданец, китаец, француз, русский, поляк, эскимос, грек, американец, киргиз, армянин, турок, индус, араб, мексиканец, чех - не перечислить всех, и те, о ком не слыхал, всем, всем кланяюсь до земли, с уважением, с нежностью люблю вас, народы всех рас. Никто не выше, не ниже, дружно, ладом на троне сердца моего сидите вы рядом. И все родины: равнинные и гористые, снежные, солнечные, лесистые, ветряные, туманные, с морями и без морей, известные своими шатрами, машинами, городами, пшеницей, сталью своей, все вы, все вы - мой единственный плод, мое яблоко на единственной ветке! С уважением, с нежностью люблю вас, уважаемые народы всех рас.

Посмотреть ответ

Вопрос: Этажи заботы. Д. Лихачев Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. Проследите жизнь человека. Человек рождается, и первая забота о нем - матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени абстрактной – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем). Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму. Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую - не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом уже и о памяти родителей, как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и Родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего, человек недобрый и не любящий никого. Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития. Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п. - все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и умного результата. Назвать добрый поступок глупым можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был лжедобрым, ошибочно добрым, т. е. недобрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. Что, по мнению автора, объединяет людей? 2. Как вы понимаете слова «Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто»? Почему начинать нужно с себя? 3. Согласны ли вы со словами «Добро не может быть глупо»? 4. Почему важно быть добрым и сострадательным? 5. Расскажите, о ком вы проявляете заботу.

Посмотреть ответ

Вопрос: Прочитайте отрывок из размышлений писателя Алексея Дорохова об истинном смысле воспитанности человека. Закончите его, сформулировав универсальный закон культуры общения людей. Невозможно составить правила на все случаи жизни. Не следует думать, что тот, кто их выучит, станет образцом воспитанности и культуры. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно. Никто не сможет предсказать, в каком положении ты окажешься, когда тебе придется думать, как правильно поступить. Да и кому под силу выучить тысячи различных правил? Но если вы запомните лишь один главный закон, то всякий раз найдете сами, как правильно себя вести. Этот закон гласит …

Посмотреть ответ

Вопрос: В чем смысл жизни? (Фрагмент) Д. Лихачев Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был настоящим, его никому нельзя показывать - писать только для себя. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить и врать. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает - врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще - не хочется связываться… Природа создавала человека много миллионов лет… И вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни - на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т. д. Но жить нужно, созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете? 1. О каком правиле в жизни каждого человека говорит автор? 2. Почему надо прожить жизнь с достоинством? 3. Какие качества человека помогают развивать чувство собственного достоинства? 4. Как вы понимаете слова автора жить нужно, созидая?

Посмотреть ответ

Вопрос: Французский писатель ХХ в. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом». В чем смысл этого утверждения?

Посмотреть ответ

Вопрос: Прочитайте высказывания французского философа XVIII в. Люка Вовенарга. Определите основную мысль каждого из них. Согласны ли вы с мнением автора изречений? Почему? • Будьте общительны, мой друг: общение с людьми придает уму гибкость и непринужденность, делает нас скромней и уступчивей, подавляет тщеславие, приучает к естественности и откровенности и в то же время вооружает благоразумием, основанным не на умозрительных иллюзиях, а на неоспоримых уроках опыта. Те, кто не выходят за рамки собственной персоны, как бы деревенеют: они избегают и боятся людей, ибо не знают их, таятся от общества и от самих себя, и душа их всегда замкнута. • Если вы стремитесь жить в мире с людьми, не отрицайте за ними свойств, которые они себе приписывают и ценят превыше всего: для них это жизненно важно. Итак, терпите, когда они ставят себе в заслугу утонченность, привычку вкусно поесть, бессонницу или еще какую-нибудь причуду; не мешайте им также верить, что они приятны, обаятельны, остроумны, оригинальны, а если они в своих притязаниях метят еще выше, прощайте им даже это.

Посмотреть ответ

Вопрос: Слово семнадцатое Изкниги «Слова назидания» Абая Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтоб разрешить спор - кто из них важнее. Воля сказала: «Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чтобы познать тебя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства, мастерства, уважения, карьеры, Разве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблазнов, не я ли помогаюим собраться и в последнюю минуту удержаться на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?» Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов полезно и какое пагубно. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без меня?» Сердце сказало: «Я владыка человеческого тела, Кровь идет из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие почитают взрослых и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте, и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стало бы я делать различия между людьми. Я восторгаюсь добродетелью, я восстаю против зла и насилия. Совесть, милосердие, доброта - всеисходит от меня». Выслушав их, Наука ответила: - Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много достоинств, о которых ты не упомянула. Ничего нельзя достигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе таится и жестокость, равная твоей силе. Ты тверда в служении добру, но не меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе. Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться и жизни чего-либо. Но это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты верно служишь и тому, и другому, Вот в чем твой изъян. Моя задача - помирить вас. Хорошо бы повелителем и вершителем в этом споре явилось Сердце. Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не только радуется твоим добрым замыслам, но и сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью. Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Сердце способно удержать. Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном повяжет тебя по рукам. Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног моно будет исцелять незрячих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердце. Береги в себе человечность. 1. Каким образом доказывали свою значимость Разум, Воля и Сердце? 2. Как Науке удалось помирить спорщиков? 3. Почему сердце является главным мерилом поступков человека? 4. Как вы понимаете утверждение береги в себе человечность?

Посмотреть ответ