Вопрос:
Представьте, что вы ученый. Попробуйте сформулировать Закон взаимодействия человека с окружающим его миром. Воспользуйтесь материалами текста В. Суслова «Все друг с другом связано».
Ответ:
Вопрос: Подумайте, что значит быть духовно богатым. Завершите предложение. Быть духовно богатым – значит … … .
Посмотреть ответВопрос: Семь чудес Казахстана По Б. Аягану У каждого народа существуют свои «чудеса» – сокровища культурного наследия. В этих культурных сокровищах народ рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать. К сокровищам культурного наследия казахского народа относятся семь наиболее ярких явлений: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Хожи Ахмета Ясауи, подземные мечети Мангыстау, Байтерек. Урочище Тамгалы В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. лет до н. э.). 4500 петроглифов (наскальных изображений) изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущелье представляет собой поистине древнюю художественную галерею, в которой номады1 запечатлели свое понимание мира и человека в нем. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО. Золото человек В полевой сезон 1969 – 1970 годов казахский археолог Бекмуханбет Нурмухан- бетов исследовал предгорья Семиречья. На берегу реки Иссык он обнаружил богатейшее захоронение, которое вошло в мировую науку под названием «Золотой человек». Облачение сакского воина продемонстрировало всему миру знания и культуру древних кочевников, которые размышляли о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о борьбе добра и зла в нем. Домбра Домбра – древний уникальный инструмент. Ни один из инструментов не может соперничать по популярности с домброй, ни один из них не окружен той любовью и почитанием, которыми пользуется домбра. Только на домбре исполняется огромное количество кюев, которые стали неотъемлемой частью духовной культуры казахского народа. В народе говорят, что она может передать все, что на душе у человека. Но чтобы запела домбра, человеку самому нужно постичь душу этого инструмента. Подземные мечети Мангыстау Земля Мангыстау – это археологический заповедник древнейшей цивилизации, музей под открытым небом. В нем 11 000 исторических памятников взяты под государственную охрану. Это страна тысячи наскальных поэм-рисунков, край уникальных сооружений и мечетей, возведенных предками (Бекет ата, Шакпак ата, Шопан ата, Масат ата и др.). Эти сооружения есть оставленное в наследие потомкам зримое воплощение древней духовной культуры нашего народа, вобравшей в себя самые прогрессивные идеи Востока и Запада. Тысячелетие назад по земле Мангыстау проходил Великий Шелковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Открыв мир, наши предки сумели остаться самими собой, сохранить свою культуру, традиции и обычаи. Мавзолей Ходжи Ахмет Ясауи Самая главная достопримечательность Туркестана – мавзолей Хожи Ахмета Ясауи (1094–1166). Он возведен еще в XIV–XV веках в честь исключительно почитаемого на Востоке духовного лидера тюркских народов, видного представителя тюркоязычной суфийской поэзии. В своем знаменитом цикле «Дивани хикмат» («Сборник мудрых высказываний») Хожа Ахмет Ясауи изложил систему нравственных правил того времени, поведал о своих размышлениях о доброте, терпении, справедливости. В июне 2003 года мавзолей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Казахская юрта Юрта – один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространенного в среде кочевых народов. Во все времена это было практичное и удобное жилье. Воспринимавшие природу, Вселенную как естественное жилище, древние кочевники создавали свой собственный дом по тем же законам. Казахская юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает от потоков проливных осенних ливней. Обустраивание жилого пространства в соответствии с законами мироздания – вот ценные знания, оставленные нам нашими предками. Благодаря им юрта стала символом родины и древней культуры народа. Байтерек «Байтерек» означает Дерево жизни, которое растет у Мировой реки на стыке миров. Корни Дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. По преданию, каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножия. Символически это означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла. Для казахстанцев Байтерек – символ молодого, растущего государства. Государства, которое из прошлого протянуло и сохранило свои исторические корни, имеет прочный развивающийся ствол в настоящем. Крона же, на которой вырастут плоды, устремлена к будущему процветанию. 1. Почему эти явления культуры названы чудесами? 2. Какие из перечисленных явлений культуры казахского народа вам знакомы? 3. Какие еще «чудеса» Казахстана вы можете назвать
Посмотреть ответВопрос: Прочитайте пословицы. Какой темой они объединены? Какие из пословиц выражают главные ценности семьи? Прокомментируйте свой выбор. В дружной семье и в холод тепло. В семье согласно, так идет дело прекрасно. В семье, где нет согласия, добра не бывает. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. В хорошей семье хорошие дети растут. Доброе братство лучше богатства. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Дружная семья не знает печали. Жизнь родителей в детях. Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет. Любящая мать – душа семьи и украшение жизни. Мать кормит детей, как земля людей. Не будет добра, коли в семье вражда. Отца с матерью почитать – горя не знать. При солнышке тепло, при матери добро. Родителей чти – не собьешься с истинного пути. Свой со своим считайся, а чужой не вступайся. Семейное согласие всего дороже. Семья – опора счастья. Семья дает человеку путевку в жизнь. Семья крепка ладом. Счастье родителей – честность и трудолюбие детей. Хоть тесно, да лучше вместе.
Посмотреть ответВопрос: Прочитайте письмо, пришедшее в редакцию одной из газет. Проанализируйте его, опираясь на вопросы. -Почему Галина Ивановна верила в Даулета? -Как удалось Даулету оправдать веру учителя в него? -Что, по-вашему, объединяет учителя и ученика? -Благодаря чему героине письма удалось реализовать свое призвание? Учитель. Святое слово. Емкое, несущее огромный смысл. Часто оно относится к человеку, которому ты обязан счастьем ясно и глубоко воспринимать окружающий мир, потребностью делать людям добро и потому чувствовать себя нужным на земле. Такой Учитель есть в моей жизни. Это Матвеева Галина Ивановна. Она сыграла в моей судьбе особую роль. Будучи преподавателем истории колледжа Академии искусств, она вот уже 40 лет приходит в класс, чтобы раскрыть ребятам удивительные тайны человека и общества, ответить на их многочисленные вопросы. Строгие даты и непростые события на уроках Галины Ивановны оживают, потому что все, о чем она рассказывает, проносит через свое сердце. В процессе работы она видит каждого ученика, чувствует его настроение, вглядывается в его глаза. Отвечать Галине Ивановне формально – просто стыдно, ведь в любом вопросе она стремится выявить отношение человека к обсуждаемому вопросу. Детство Галины Ивановны прошло в далеком казахском ауле. Она окончила казахскую школу, чувствует, понимает и любит культуру казахского народа и прививает своим ученикам эту удивительную любовь. А ее ученики – будущие художники. Однажды она сказала мне: «Я хочу когда-нибудь услышать в твоих работах музыку казахской степи». Я долго искал этот прием. Я искал его, пока учился в колледже, потом – когда продолжил образование в академии. И вот пришло время защиты дипломного проекта. По мнению преподавателей, мне удалось придумать интересную композицию, найти верное цветовое решение триптиха1. Я пригласил на защиту Галину Ивановну. Когда я представлял свою работу, то вдруг увидел слезы на глазах моей учительницы. «Ты знаешь, – сказала она через несколько минут после защиты, – я, наконец, услышала эту музыку. Музыку казахской степи… Ты станешь настоящим художником». Это была для меня высшая похвала. Сейчас я вернулся из армии, женился. С удовольствием занимаюсь любимым творчеством: пишу живописные картины. Я верю в себя. Эту веру подарила мне удивительная женщина, настоящий Учитель – Матвеева Галина Ивановна. Даулет Терекулов
Посмотреть ответВопрос: Как вы понимаете утверждение: «Человеческие возможности безграничны»? Какие качества помогают человеку расширить свои возможности? Перечислите эти качества и прокомментируйте свой выбор.
Посмотреть ответВопрос: Любите свою судьбу! В. Розов Сейчас вы очень молоды, и пока вам не приходилось «брать сложных барьеров», но учтите, что каждому из вас скачка с препятствиями еще предстоит. Жизнь обязательно будет строить какие-то козни. Но это судьба. И у каждого из вас она будет своя. Мой вам совет – не сопротивляйтесь, а преодолевайте. Только так можно выжить. Я не говорю, что нужно плыть по течению, но и кулаками махать по поводу и без повода не стоит. И еще я хочу посоветовать вам – никогда не отступайте от своих принципов и взглядов. У каждого человека существует две реальности. Первая реальность та, в которой мы живем. Вторая реальность та, из которой гениальные и талантливые люди достают то, чем мы с вами наслаждаемся. Так вот та, вторая реальность, кажется мне наиболее важной. Поэтому я советую вам: развивая в себе чувство реальности, в которой вы живете, не забывайте и о другой, а иначе проживете жизнь глупо, бездарно и неинтересно. Умейте достать из второй реальности то, чем смогут потом наслаждаться другие люди. Есть еще один важный жизненный аспект. Надо уметь быть счастливым не только где-то и с кем-то, но и находясь в одиночестве. Не все это умеют, но нужно учиться. Если человеку неинтересно с самим собой и скучно – пустой человек. А ведь в одиночестве рождаются очень интересные мысли. Обязательно нужно находить время, когда тебе никого не надо: ты – один – и весь мир. Это очень интересно. Попробуйте. Есть у меня и свое мнение относительно учебы. Я так считаю: мало учиться точным наукам, важно учиться думать, чувствовать и ощущать. 1. Согласны ли вы с автором? 2. О каких двух реальностях говорит автор? 3. Согласны ли вы, что человек – пустой, если ему неинтересно с самим собой? Почему так происходит? 4. Что значит «любить свою судьбу»? 5. Возможно ли «любить свою судьбу», не будучи в согласии с самим собой? Обоснуйте свой ответ.
Посмотреть ответВопрос: Не подумали! (Отрывок) И. Кошелева Было это в студенческие годы. Компанией отправились мы в Крым. Поработав на виноградниках, решили еще и просто отдохнуть. Поехали в Севастополь, остановились на базе отдыха около города, в Каче. До сих пор помню то крымское лето. Акации уже припорошены пылью, но пахнут все еще сладко, травы выгорели, только на земле вьется какая-то жесткая рыжая травка. Зато ветер с моря полон влаги. Попали мы в Качу к концу дня, пока все оформляли, пока поужинали... Южная ночь накрыла нас без предупреждения – ни сумерек, ни полутьмы – палатку ставили почти на ощупь, при карманном фонарике. А утром мы проснулись от какого-то беспокойного птичьего попискивания. Оказалось, что колышек одной из палаток мы вбили прямо рядом с гнездом – как не задели, как не разорили случайно, не знаю. В гнезде было пять птенцов, чуть оперившихся, уродливо головастых. Открыв клювы, они пищали надрывно и требовательно. Мать их попискивала шагах в десяти от нас – неутешная серая пичуга с хохолком на голове. Все мы ее жалели, бедную мать. Все мы пытались кормить птенцов мошками – из рук они почему-то не ели. Кто-то даже предложил перенести гнездо в сторону, но сделано оно было не слишком капитально, возьми с земли – расползется. Ребята мы были не злые и, выразив все добрые, жалостливые чувства к пернатым творениям природы, купались до посинения в прекрасном море. А вечером, конечно, заснули как убитые. Утром обнаружили новых соседей. Еще одна палатка возникла в темноте, и ее колышек (бывает же так!) тоже почти упирался в злополучное гнездышко – с другой стороны. И снова судьба пощадила птенцов, все пятеро были живы, хотя кричали уже не столь яростно, как вчера – без матери им было плоховато, голодные, они явно притомились. В новом, временном, ярко-желтом палаточном домике поселилась семья латышей: отец, мать и высокий мальчик. Чуть проснувшись, они заспешили, стали сворачивать свою палатку. -Дальше в путь? – полюбопытствовали мы. -Нет, будем жить здесь десять дней, – объяснила женщина. – Только вон там,– указала она кивком головы на ближайшую стайку палаток. -Не понравилось? – удивились мы. – Здесь к морю ближе и к водопроводу. -Понравилось, – улыбнулась она нам в ответ. – Только... Только ведь место занято, – и женщина показала на гнездо. – Если мы не уйдем, они погибнут. Птичка с хохолком расхаживала невдалеке по тропинке. Туда-сюда, туда-сюда, как волнующийся, нервничающий человек. А нам было ужасно стыдно, ужасно не хотелось, чтобы эти трое догадались, что мы на том месте уже не первые сутки... Мы тоже перенесли свою стоянку, и вечером у костра кто-то из нас сказал: «Вот ведь все знали, что «братьев наших меньших надо беречь», все птицам добра желали, все сочувствовали, а сделать – не подумали». 1. Как можно охарактеризовать отношение рассказчиков к окружающему миру? 2. В чем проявилась их забота о птенцах? 3. Какой урок преподала вновь прибывшая семья? 4. Что такое действенная помощь? 5. Как человек может преобразовать окружающий мир?
Посмотреть ответВопрос: Лекарство от всех бед Т.Афанасьева Время от времени я смотрю на этот маленький, неумелый, кое-где смазанный снимок домашнего фотографа, и у меня становится светло на душе. Удивительный домик в три окошечка. Легкий и белый от резных кружевных наличников да еще от первого снега, что лег пробелами меж бревен, окрасил в белое кусты сирени. В этом домике я жила неделю, правда, не зимой, а летом. В поселке не было гостиницы, и директор совхоза, не долго думая, определил меня к Ивановым. «У них все живут». Я после поняла почему – совсем не от того, что избыток площади... А на карточке перед домом вся семья – с дядьями, тетками, племянниками. Вышли на улицу всей гурьбой подышать воздухом, не одеваясь по-зимнему. Ребята – кто улыбается, а кто покатывается со смеху, успев вываляться в снегу. Сейчас поднимутся, вернутся в комнаты. Можно представить, как хорошо, тепло, весело, интересно будет им в этот воскресный день в доме. Самый главный Иванов, отец Егор Васильевич, – тот, что с баяном. На фотографии он не улыбается, потому что баянисту положено быть серьезным, а вообще-то он шутник, весельчак. Мария Михайловна – в первом ряду крайняя справа – статная и большая, скрестила на груди руки и словно задумалась. А ребята их, Юра и Слава, – те, что примостились у ее ног. На нее и похожи. Представьте себе чистую и почти пустую светлую комнатку – здесь меня поселили. Еще раннее утро, еще не могу открыть глаза, а уже слышу по дому легкое движение. Первыми просыпаются... мальчики. Они близнецы, им по десять. Спать, думаю, тоже хочется, а встают. Чтобы опередить мать, наносить свежей воды, нарубить дров – словом, сделать всю «мужскую» работу. Так их научил Егор Васильевич. Как-то я спросила Марию Михайловну, не жаль ли ей ребят, нет ли желания порой остановить их, сделать что-то за них. Знаю, как мне самой всегда хочется избавить дочь от таких трудностей. И те домашние дела, что ей по силам, беру подчас на себя. Когда ловлю себя на этом, сержусь, «исправляюсь», но ведь не всегда ловлю... А у меня дочь куда взрослее, чем эти мальчики. Малы, худы, с тонкими шейками, они как два трудолюбивых муравья... – Ой, еще как хочется освободить мальчишек, – говорит Мария Михайловна, – сама себя держу за руку. Знаю, в жизни будет и потруднее. Пожалей в малом – не осилят крупного. Вот и бегут мои родненькие, толком не проснувшись, к дровам да ведрам. Ведь сам Егор Васильевич так сказал. «Сам»... Не подумайте, что у Марии Михайловны по отношению к мужу есть хоть толика раболепия. Она командует: «сходи, пожалуйста», «купи быстренько», «отнеси-принеси»... Но когда речь идет о детях... Мне кажется, она сама создает авторитет в лице Егора Васильевича посильнее собственного. На всякий случай, если вдруг с чем не справится, хотя такое трудно себе представить. Да и Егор Васильевич в свою очередь говорит о ней, как о последней семейной инстанции – «сама мать приказала», «сама мама попросила»... Наверное, такое и зовется «совет да любовь» или еще – «лад». Как легко, с ходу решаются здесь все домашние дела! Кто первый пришел из школы, с работы ли, растапливает печь, готовит обед. Вечером мальчики сидят за уроками, мать штопает или стирает, Егор Васильевич что-нибудь мастерит. Он отличный плотник, его руками в поселке построены школа, многие дома, но он еще и художник, прекрасно чувствует дерево. Наличники, рамки для фотографий делает – просто заглядишься. Ребята тоже берутся и кое-что умеют: выжигают, выпиливают неплохо. А в выходной день – все в лесу. Зимой на лыжах, а летом ходят за грибами. Мария Михайловна лесовод по профессии, она посмеивается, что лес ей надоел, но это не так. На самом деле любит она его и знает до тонкостей – каждую былинку, каждое деревце. Отец – тот все больше по птицам и зверью. Охотник он бывший, каждый след может растолковать, каждую норку примечает. Для детей такая близость с природой очень важна. Насколько едина, монолитна семья Ивановых, я убедилась в ситуации непривычной, можно сказать сложной. Стихийным бедствием ту летнюю грозу не назовешь, ураган не ураган, и все-таки... Ветер, резкий, порывистый, сначала просто прочесывал деревья, а после вдруг набрал силу. Мы все, собравшиеся в доме у закрытого окна, видели, как в соседнем дворе он нагнул старый тополь низко к земле. Тополь выпрямился на миг и вдруг стал медленно валиться. Поверженный тополь упал на легкую летнюю кухню, проломил ее. А через полчаса промытое небо голубело как ни в чем не бывало. Ивановы, все четверо, ни о чем не сговариваясь, двинулись к соседям. Мальчишки легко, споро пилили погибшее дерево и относили в сторону чурки. Егор Васильевич с хозяевами латал стены и крышу. Мария Михайловна выносила битую посуду, выпрямляла гнутые тазы, что-то мыла. В тот вечер мы все легли позже обычного. Усталые мальчики заснули, не донеся головы до подушек. Никто не отослал их домой раньше. Подразумевалось: в этом случае они – как отец и мать. ...Жила я у Ивановых и с каждым днем убеждалась, что все в этом доме чудесным образом устроено. И нет вроде никакого особого воспитания, а есть уверенность: вырастут дети хорошими, надежными, ответственными за все и за всех, настоящими друзьями, помощниками родителей. И было так наглядно, так ясно: чтобы такой дружный, уютный дом существовал, каждый в семье должен трудиться. Подчеркиваю обязательность этого труда – должен. Это совсем не имеет оттенка – «против воли», труд становится большой, истинной радостью. 1. Какое впечатление производит на вас семья Ивановых? 2. Что объединяет всех членов семьи? 3. Как семья справляется с трудностями? 4. Как, по вашему мнению, должны складываться отношения старших и младших членов семьи? 5. Как влияет семья на становление человека? 6. Какие добрые традиции сложились в вашей семье?
Посмотреть ответВопрос: Притча о Гармонии Ю. Дубинкина-Ильина Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами природы, ветер практически затих, и зеркальная гладь водоема отражала в себе все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота невольно порождали мысли о гармонии. Поэтому спустя какое-то время Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступит полная гармония в человеческих отношениях? Юный и любознательный Янг Ли, часто сопровождавший Учителя на его прогулках, задумался. Через некоторое время, глядя на идентичность природы и ее отражения в озере, сказал: Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров, – мечтательно сказал ученик и грустно добавил: – Но разве такое возможно? Нет, – задумчиво ответил Хинг Ши, – это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «Я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга. Немного помолчав, мудрец добавил: Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению во мнениях или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности. Как ученик представлял себе гармонию в человеческих отношениях? Какой совет дал Учитель? К чему может привести неумение чувствовать другого человека? Всегда ли возможно достичь гармонии в отношениях между людьми? Почему? На ком лежит ответственность за установление добрых отношений в группе, коллективе?
Посмотреть ответВопрос: Подумайте над вопросами и поделитесь своими рассуждениями на тему «Как быть хорошим другом?» -Что такое дружба? -Кто ваши друзья? Расскажите о них. -За что вы цените и бережете своих друзей? -С кем еще вы бы хотели подружиться? -Как вы думаете, у какого человека много друзей? Встречали ли вы таких людей? Расскажите о них. -Подумайте, какие качества характера нужно развивать в себе, чтобы быть хорошим другом. -Как вы думаете, вы хороший друг? За что вас ценят и уважают ваши друзья?
Посмотреть ответ