Вопрос:
Солнце и спичка
Е. Ефименко
В коробке лежало много спичек. Каждый день люди в доме пользовались коробком и спичкой, чтобы зажечь плиту, камин, свечи.
Однажды хозяйка забыла закрыть коробок, и заглянувшее в него солнце озарило светом лежащие там спички.
Ночью одна спичка сказала: « Я хочу видеть снова этот свет, прежде чем сгореть, зажигая людям то, что они хотят. За всю свою жизнь я ничего не видела кроме своих сестер-спичек и нашего спичечного коробка. Может, завтра меня чиркнут о его потертый бок, я вспыхну, загорюсь, а через секунду уже буду бесполезной, сгоревшей спичкой. Ах, как бы я хотела прикоснуться к солнцу! Наверное, тогда я пылала бы огнем ярче всех спичек на свете!» Сказав так, она стала выбираться из коробка. «Куда ты?» – спрашивали ее другие спички, пытаясь остановить.
-Я отправляюсь на поиски солнца, пусть оно меня зажжет! Лучше сгореть от большого, могучего светила, чем от большого, ничем не примечательного коробка. И гордая спичка ушла из дома. Покинула своих сестер и свой коробок, который служил ей надежным укрытием днем и удобной постелью ночью. Она видела солнце в небе, но не могла достать до него. А еще ей пришлось столкнуться с опасностями, о которых она и не подозревала. Как-то ее чуть не раздавила толпа людей, и она еле спаслась от любопытного воробья, который хотел ее склевать. И тогда спичка решила забраться на крышу дома. Казалось, тогда она дотянется до
солнца, ведь оно было так близко!
Забравшись наверх, спичка потянулась и… ничего. Ее согревали лучи. Но солнце было слишком далеко. Спичка поняла, что никогда не загорится от солнца. Она загрустила. И вдруг неожиданно небо затянуло тучей. На спичку упала холодная капля, одна, вторая… Пошел дождь. Бедной спичке негде было спрятаться, ее накрыло потоком воды, и она одиноко лежала на крыше, не в силах подняться.
Когда дождь кончился, спичка подумала: «Ну вот и все. Кому я теперь нужна… Отсыревшую спичку уже не зажечь. Остается ждать, пока тебя поднимет ветер и унесет неизвестно куда. Может, я упаду на землю, а там меня точно склюет воробей, раздавят машины или сломает толпа».
Так печально думала спичка, но следом за дождем, как это обычно бывает, стало пробиваться солнце. Своими теплыми лучами оно высушило спичку, и та с удивлением обнаружила, что чувствует себя лучше. Спичка с благодарностью посмотрела на ослепительный свет. Но он больше не манил ее. Она поняла, что соскучилась по дому, другим спичкам и даже по коробку, который казался серым и неинтересным. Ей так хотелось обратно!
Когда спичка вернулась, то оказалось, что из ее прежних сестер никого уже не осталось. И едва успела она прыгнуть в пустой коробок, рука хозяйки потянулась за последней спичкой, чтобы зажечь камин. Как ярко загорелась эта спичка, вспыхнув от прикосновения простого коробка! Словно солнце, озарила она собой всю комнату. А огонь в камине, зажженный ею, горел еще очень долго, согревая людей и давая им тот свет и теплоту, которые могла дать только спичка, стремившаяся к солнцу, чтобы озарить собой весь мир.
1. Что заставило спичку покинуть коробок?
2. Почему спичка захотела вернуться?
3. Почему огонь, зажженный спичкой, автор сравнивает со светом солнца?
4. Каждый ли труд может быть вдохновенным? Почему?
5. Каким будет общество, если все люди будут трудиться с радостью?
Ответ:
Вопрос: Толе би По М. Жолдасбекову Пожалуй, в каждом городе Казахстана есть то или иное упоминание о Толе би – зна менитейшем бие Казахского ханства, – будь то улица, памятник или район. Это неудивительно, ведь Толе би сыграл значительную роль в истории казахского народа и его объединении. Толе родился в 1663 г. в Жамбылской области. Он рос очень развитым и смышленым мальчиком. Его любили и уважали сверстники и взрослые за красноречие и находчивость. С 15 лет Толе уже участвовал в собраниях судей, где к его мнению прислушивались благодаря справедливости юного дарования. Находчивость, мудрость и справедливость суждений Толе би нашли признание в народе. Толе би занимал должность верховного судьи и был опорой для ханов, а народ любил его за заботу о нуждах простых людей. В те времена казахские и джунгарские ханства постоянно враждовали. Джунгары намеревались уничтожить казахский народ, а оставшихся в живых поработить. Толе би возглавил народное сопротивление захватчикам и сыграл важную роль в объединении казахов против джунгарских оков. Объединившись с батырами Кабанбаем, Богенбаем и Жанибеком, он создал единый народный фронт борьбы за свободу. Кроме того, Толе би и главные судьи Среднего и Младшего жузов Казыбек би и Айтеке би втроем помогли хану Абылаю возвыситься, для того чтобы объединить и усилить казахское ханство против джунгарских завоевателей. Толе би был одним из первых, кто приметил будущего хана Абылая. Бухар жырау так описывает встречу Толе би с мальчиком-пастухом в старой рваной одежде, с потрепанными волосами, но с острым взглядом нахохленного соколенка: юный Абылай, всегда серьезный, неулыбающийся, пас овец, когда к нему обратился Толе би: «Примечаю в тебе что-то особенное, как человек благородного происхождения выглядишь, как гордый сокол». «Без роду я и без племени, нечем похвастаться, отца, матери, отчего дома у меня нет, называйте меня как вам угодно», – ответил юный Абылай. Так и прозвал Толе би мальчика за обросшие волосы, рваную шапку и растрепанный вид – Сабалак. Мудрый Толе би, знавший толк в людях, всячески поддерживал юного Абылая, разглядев в нем будущего великого хана, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. По преданию, когда во время нашествия джунгар казахи повсеместно стали спешно покидать насиженные места, один Толе би не стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» – спрашивали у него. «В этом году ласточка поселилась наверху моей юрты. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов», – отвечал мудрый Толе. «Это поистине святой чело- век», – подивился военачальник джунгар и не тронул Толе би и его окружение. С тех пор в окрестностях Шымкента сохранилась традиция называть Толе би «Карлыгаш аулие» или «Карлыгаш би». Толе би высоко ценил роль семьи в жизни человека. Он говорил, что семья – это основа человека, она должна быть как одна воля, как один кремень. И если весь казахский народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений, а дух батыров будет вдохновлять народ к победе. Благодаря своей мудрости и справедливости Толе би пользовался большим влиянием во всех жузах. Его уважали и прославляли акыны и жырау, с ним считались бии Среднего и Младшего жузов. Прожил великий Толе би 93 года. Жизнь Толе би можно охарактеризовать его же словами: «Для народа счастье не в богатых людях, а в мудрых». В трудный для казахского народа период Толе би проявил достойные восхищения качества истинного лидера, мудрого главы народа. 1. Какую роль Толе би сыграл в истории казахского народа? 2. За какие качества народ любил и уважал Толе би? 3. Что позволило Толе би разглядеть в юном Абылае будущего великого хана? 4. Что Толе би считал самым важным для народа? 5. Почему Толе би можно назвать истинным лидером?
Посмотреть ответВопрос: Подумайте, является ли честным человек, который: умеет признать свою вину умеет держать слово не обманывает других старается не обидеть другого не допускает несправедливости по отношению к окружающим приукрашивает события, чтобы казаться лучше всегда поступает по совести Обоснуйте свой ответ
Посмотреть ответВопрос: Семь чудес Казахстана По Б. Аягану У каждого народа существуют свои «чудеса» – сокровища культурного наследия. В этих культурных сокровищах народ рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать. К сокровищам культурного наследия казахского народа относятся семь наиболее ярких явлений: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Хожи Ахмета Ясауи, подземные мечети Мангыстау, Байтерек. Урочище Тамгалы В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. лет до н. э.). 4500 петроглифов (наскальных изображений) изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущелье представляет собой поистине древнюю художественную галерею, в которой номады1 запечатлели свое понимание мира и человека в нем. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО. Золото человек В полевой сезон 1969 – 1970 годов казахский археолог Бекмуханбет Нурмухан- бетов исследовал предгорья Семиречья. На берегу реки Иссык он обнаружил богатейшее захоронение, которое вошло в мировую науку под названием «Золотой человек». Облачение сакского воина продемонстрировало всему миру знания и культуру древних кочевников, которые размышляли о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о борьбе добра и зла в нем. Домбра Домбра – древний уникальный инструмент. Ни один из инструментов не может соперничать по популярности с домброй, ни один из них не окружен той любовью и почитанием, которыми пользуется домбра. Только на домбре исполняется огромное количество кюев, которые стали неотъемлемой частью духовной культуры казахского народа. В народе говорят, что она может передать все, что на душе у человека. Но чтобы запела домбра, человеку самому нужно постичь душу этого инструмента. Подземные мечети Мангыстау Земля Мангыстау – это археологический заповедник древнейшей цивилизации, музей под открытым небом. В нем 11 000 исторических памятников взяты под государственную охрану. Это страна тысячи наскальных поэм-рисунков, край уникальных сооружений и мечетей, возведенных предками (Бекет ата, Шакпак ата, Шопан ата, Масат ата и др.). Эти сооружения есть оставленное в наследие потомкам зримое воплощение древней духовной культуры нашего народа, вобравшей в себя самые прогрессивные идеи Востока и Запада. Тысячелетие назад по земле Мангыстау проходил Великий Шелковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Открыв мир, наши предки сумели остаться самими собой, сохранить свою культуру, традиции и обычаи. Мавзолей Ходжи Ахмет Ясауи Самая главная достопримечательность Туркестана – мавзолей Хожи Ахмета Ясауи (1094–1166). Он возведен еще в XIV–XV веках в честь исключительно почитаемого на Востоке духовного лидера тюркских народов, видного представителя тюркоязычной суфийской поэзии. В своем знаменитом цикле «Дивани хикмат» («Сборник мудрых высказываний») Хожа Ахмет Ясауи изложил систему нравственных правил того времени, поведал о своих размышлениях о доброте, терпении, справедливости. В июне 2003 года мавзолей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Казахская юрта Юрта – один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространенного в среде кочевых народов. Во все времена это было практичное и удобное жилье. Воспринимавшие природу, Вселенную как естественное жилище, древние кочевники создавали свой собственный дом по тем же законам. Казахская юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает от потоков проливных осенних ливней. Обустраивание жилого пространства в соответствии с законами мироздания – вот ценные знания, оставленные нам нашими предками. Благодаря им юрта стала символом родины и древней культуры народа. Байтерек «Байтерек» означает Дерево жизни, которое растет у Мировой реки на стыке миров. Корни Дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. По преданию, каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножия. Символически это означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла. Для казахстанцев Байтерек – символ молодого, растущего государства. Государства, которое из прошлого протянуло и сохранило свои исторические корни, имеет прочный развивающийся ствол в настоящем. Крона же, на которой вырастут плоды, устремлена к будущему процветанию. 1. Почему эти явления культуры названы чудесами? 2. Какие из перечисленных явлений культуры казахского народа вам знакомы? 3. Какие еще «чудеса» Казахстана вы можете назвать
Посмотреть ответВопрос: Существует много способов решить возникший конфликт. Рассмотрите ситуацию и решите, какой из предложенных способов выбрали бы вы. Обоснуйте ваш выбор. Ваш друг не смог пойти с вами в кино, хотя вы давно купили билеты на новый интересный фильм. Причину не объяснил, просто извинился и сказал, что у него неотложные дела. Вы считаете, что в таком случае нужно: -предъявить ультиматум; -разорвать отношения; -привлечь в помощь представителя третьей стороны; -постараться найти компромисс; -признать правоту собеседника; -попытаться отнестись к произошедшему с юмором; -принять другое решение (поясните, какое именно).
Посмотреть ответВопрос: Прочитайте изречение Абая Кунанбаева. Почему он утверждает, что нет ничего дороже сердца? Как соотнести с этим возможности человека? Разве бывает у человека что-либо дороже его сердца? Все лучшие человеческие качества, такие, как отзывчивость, сострадание чужому горю и человеколюбие, рождаются сердцем. Даже нетерпение идет от сердца. И не бывает лжи, когда слово идет от самого сердца, а если язык лжет, значит, сердце просто-напросто обмануто. Абай
Посмотреть ответВопрос: Прочитайте стихотворение. В каких строчках, на ваш взгляд, заключена его главная мысль? Красота - утешенье для глаз, Для души и для сердца утеха. Красота - и в природе, и в нас, Звук и отзвук, стократное эхо. Красота не стареет. О нет! Чья-то юность пройдет, отсмеется, Отгорит, как светильник, но свет Красоты - навсегда останется. Красота - доброта, вот в чем суть! И считай, что недаром ты прожил Жизнь свою, если даже чуть-чуть Красоту в этом мире умножил!
Посмотреть ответВопрос: Сравните представленные ниже легенды. Выделите их тему и идею. Что двигало поступками Сизифа, мореходов? Что делает труд полезным? Приведите примеры из жизни, подтверждающие ваши рассуждения. Сизиф Сизиф, сын бога-повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой. Никто во всей Греции не мог равняться по коварству и изворотливости ума с Сизифом. Благодаря своей хитрости, Сизиф собрал неисчислимые богатства в Коринфе, далеко распространилась слава о его сокровищах. Не хотел Сизиф отправляться в печальное царство Аида. С помощью разных хитростей, обманывая богов, нарушал он порядок, заведенный на земле Зевсом, и весело пировал, радуясь, что один из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней. Но разгневанный Аид придумал Сизифу наказание. Он должен был вкатывать на высокую крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие – и окончен будет труд Сизифа, но каждый раз камень вырывается из рук его и с шумом катится вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы. На пустынном острове Два морехода потерпели крушение и были выкинуты на пустынный остров. Оба едва не погибли от голода и ужаса, ибо считали себя навсегда оторванными от мира. Корабль подобрал их. И на острове был сооружен прочный маяк. Те же мореходы остались при маяке, чтобы служить спасению погибающих. Теперь настроение их изменилось. Они были счастливы, давая спасительный свет и не чувствуя себя оторванными от мира.
Посмотреть ответВопрос: Классный руководитель 6 класса одной из казахстанских школ предложил своим ученикам написать рассуждения на тему «Что я могу?». Прочитайте некоторые из рассуждений и проанализируйте их. Можно ли сказать, что авторы верят в себя? Почему? Напишите ответ одному из авторов. О своих главных целях я писать не буду. А вот о том, что каждый может увидеть, напишу. Я решил стать сильным. И так, чтобы с первого взгляда на меня, стало ясно: вот идет человек, которому здоровья и мощи не занимать. Нашел упражнения по культуризму. Купил гантели, эспандер. Делаю зарядку три раза в день. Иногда очень не хочется, но если перестану, разве смогу себя уважать? Бицепсы у меня уже, как у борца. Еще я тренирую себя на выносливость. Например, сплю без одеяла. Еще хожу километров по 10 в день, а после сажусь за уроки, не засыпаю над книгами - держусь усилием воли. Данияр Я решила выучить французский язык. Вообще-то я его учу с пятого класса, но знаю плохо. Так вот, я решила его освоить по-настоящему. Начну читать художественную литературу на французском. Конечно, своего любимого Дюма-отца. Я прочитала все его романы. Некоторые знаю почти наизусть. Думаю, читать их по-французски будет легко. Обязательно выучу и историю Франции - я уже купила трехтомник. История страны, язык которой ты изучаешь, очень нужен. Ксения Не ставлю каких-то практических задач. Пришел к выводу: мне надо сначала во многом разобраться. Для себя. Во-первых, в том, как живут люди, почему они так несправедливы друг к другу. Здесь я все должен понять сам. Мы об этом говорили с отцом, но я все должен проверить сам. Ведь был же случай: про моего друга по двору, про Берика, папа говорил, что он плохой, слабый человек, а я недавно сам убедился, что это не так. Когда два хулигана стали сдергивать с меня шапку, все ребята разбежались. Лишь Берик остался и защитил меня. Я не раз замечал, что Берик умеет отстоять свои взгляды и свое достоинство. Вот я и пришел к выводу: все проблемы надо решать самому. Разные на одни и те же вещи могут быть взгляды. Но нужно все выслушать, взвесить, принять к сведению и принять правильное решение самостоятельно! Абзал
Посмотреть ответВопрос: О какой внутренней красоте говорил аль-Фараби? Притча о яблоке Шел старец по пустыне. С посохом в руке и сумой за плечами. Его томила жажда. От усталости он еле передвигал ноги. Но он шел, не теряя надежды на чудо. И вот чудо свершилось. Он увидел маленький зеленый оазис. Собрав последние силы, краешком чалмы утерев обильный пот, он ускорил шаги. Подойдя к оазису, старец поприветствовал хозяина. Хозяин преградил ему дорогу и не ответил на приветствие. Он тоже был стар, но суров. - Это мой дом и мой сад! Я давно ушел от зла и людей. Любой чужеземец мне враг. Я не знаю, что ты мне принес: добро или зло! - сказал хозяин оазиса. - Чем же я могу доказать свою доброту, если ты видишь во мне только зло? - спросил старец. - Хорошо, тогда ответь на один вопрос, - с этими словами хозяин взял в руки сочное красное яблоко. - Что прекрасно в этом плоде: его краски, его сок, его вкус или его форма? - Ни то, ни другое, ни третье! - ответил странник. - Истинная красота всегда внутри, ее не увидишь равнодушным взглядом. То, что внутри, важнее того, что снаружи. Разломи яблоко. Что ты видишь внутри? Это семя! Семя, из которого вырастут другие сады и которое несет в себе вечность жизни. Так и красота человека находится внутри, в его сердце, несущем вечную любовь! Как нет яблока без семени, так нет и человека без любви. От мудрых слов странника сердце хозяина смягчилось, он раскаялся: - Прости меня, мудрый человек! Я вижу, ты великий учитель. Кто ты, как тебя зовут? - Мое имя - аль-Фараби, - сказал старец, теряя последние силы и падая на песок у ног хозяина сада. Тот бережно поддержал его… (Из дневника учителя самопознания)
Посмотреть ответВопрос: Безвыходных ситуаций не бывает Л. Арюткина Бабушка и внучка не находили себе места три дня и три ночи. Пропала любимая кошка! И вдруг… На четвертый день, поднимаясь по лестнице, бабушка услышала… Да, да! Между этажами, прямо из стены доносилось слабое мяуканье. А вдруг это Дымка?! Точно, так мяукает только Дымка! Бедная кошка провалилась в отверстие между мусоропроводом и стеной и застряла в перекрытии между этажами. Добраться туда, помочь кошке выбраться совершенно невозможно… Бабушка не знала, как быть. Она кинулась просить помощи, обзванивая все аварийные службы. И, наконец, получила заветный номер телефона службы спасения – 970911. Пятеро ребят из третьего подразделения Республиканского спортивно- спасательного отряда г. Алматы во главе с командиром Ерланом Кудайба- евым прибыли на спасение кошки прямо с пожара. Они только что спасли маму с ребенком, застрявших в лифте горящего дома. На месте оценив сложившуюся ситуацию, врач команды Светлана Борисова в первую очередь бросилась спасать от шока бабушку. А мужчины – с помощью перфоратора пробивать дыру в стене, чтобы помочь несчастной Дымке. Пока ребята пытались извлечь из пробитой дыры обезумевшую от ужасного грохота кошку, мы разговорились со Светланой и постарались узнать об этих замечательных людях как можно больше. Оказывается, служба спасения в нашем городе создана в 1996 году на базе Комитета по чрезвычайным ситуациям. Всего в отряде 40 человек. Спасают они абсолютно всех живых существ, нуждающихся в спасении. Конечно, ситуации бывают самыми разными, даже очень опасными. Поэтому работа спасателя – не просто работа, а образ жизни. Призвание у них такое – спасать. Они работают в любых ситуациях и в любую погоду. Даже если кто-то из членов отряда отдыхает в отпуске, при необходимости он может быть вызван в любую минуту. Наши спасатели принимали участие в спасении пострадавших под завалами разрушенных домов после землетрясения в Турции, очень часто им приходится действовать в экстремальных ситуациях в горах. Да и в городе, оказывается, без работы сидеть не приходится... Ну вот, кошка спасена! Счастливые бабушка с внучкой обнимают свою Дымку, а ребята… у них уже следующий вызов: маленький мальчик засунул палец в отверстие металлической ограды, палец застрял, опух, а мама не знает, как помочь своему чересчур любознательному малышу!.. Как замечательно, что есть в нашем городе люди, для которых важны и жизнь ребенка, и жизнь кошки! Люди, которые совершенно бескорыстно придут на помощь. Из журнала «Мир детства» 1. О ком рассказывает автор? 2. Почему работа спасателя – не просто работа, а образ жизни? 3. Как вы думаете, какой человек совершенно бескорыстно придет на помощь? Встречали ли вы таких людей? Расскажите. 4. Что такое духовное богатство человека?
Посмотреть ответ