Фрагмент из книги «Как воспитать настоящего человека» B.


Ответы на все, о чем вы хотели узнать
🔗 ГДЗ, Решебники, ответы тут 🔗
Самопознание

Вопрос: Фрагмент из книги «Как воспитать настоящего человека» B. Сухомлинский В мире есть отцы и дети. Твой отец и твоя мать - дети своих отцов и матерей - твоих дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений - это великая мудрость нашего бытия. Одновременно живут в мире несколько поколений - уходящее, находящееся в расцвете творческих сил, восходящее и только что появившееся на свет, только начинающее осознавать свое бытие. Кроме множества других отношений, наша жизнь движима также отношениями поколений. Ты - в поколении восходящем. Перед тобой - высоко поднявшееся над горизонтом солнце, до полудня еще невообразимо далеко, жизнь представляется тебе необозримым, пленительно прекрасным, ясным и в то же время загадочным полем, ты полон сил и радужных надежд. Впереди тебя два поколения - поколение, для которого солнце в зените, и поколение, чье солнце уже склонилось к закату. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие - в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и нашей истории; богатства же народной души хранятся в памяти, в сердце, в поступках старших поколений - твоих дедов и отцов. Тем, чем ты стал и чем станешь в будущем, ты обязан старшим поколениям. В каждую минуту своего общения со старшими умей учиться у них. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней - мудрость многих поколений. Воля и слово старших - закон для всех нас. В нашем этическом воспитании выработалось 10 Нельзя. Соблюдение этих запретов считается в коллективе делом чести и достоинства, нарушение - позором и нравственным невежеством. Вот эти 10 Нельзя: • нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда старшие не могут позволить себе отдыха; • нельзя смеяться над старостью и старыми людьми; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию: патриотизм, истинная любовь и старость; • нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно выражать со мнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз – спроси так, чтобы не обидеть; • нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, а у ровесника твоего есть: от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего; • нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучший кусочек, лучшая конфетка, лучшее платье… Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность - яд, отравляющий твою душу; • нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; • нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам, твое слово, твоя улыбка бывает единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика-отца, даже если и ты уже станешь стариком, - бесчеловечно; • нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика-дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться; * нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; человеческая трапеза - это не только утоление голода, за нею происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость; • нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь -пожелать доброго здоровья. В этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя суть - уважение человеческого достоинства. Для матери и отца ты всегда будешь дитя, даже тогда, когда тебе исполнится 50, 60 лет, а отцу и матери - 70, 80, 90. Каждый твой шаг, каждый твой поступок - и хороший, и плохой - отзывается в материнском и отцовском сердцах радостью или болью, счастьем или страданием. В своей безграничной любви к тебе они порой забывают о том, что придет время, когда у них не останется сил для того, чтобы давать тебе материальные радости бытия, и у них останутся силы только на то, чтобы любить тебя. Знай, что человеческий долг детей - платить родителям за их заботы о тебе, за их безграничную любовь и преданность платить тем же: заботами, любовью, преданностью. Долг детей перед родителями нельзя измерить никакой меркой, нельзя со считать никаким счетом. 1. Чем обязан человек старшим поколениям? 2. Перечислите 10 Нельзя, о которых говорит автор. 3. В чем заключается человеческий долг детей перед родителями? Почему очень важно его исполнять?
Ответ:

Все ответы из этого учебника Все вопросы по Самопознанию

Похожие вопросы

Вопрос: Познакомьтесь с ситуациями. Как правильно поступить? Вас посадили за одну парту с тем, кто вам не очень симпатичен или, наоборот, сильно нравится. Что скажет, сделает ваш друг?

Посмотреть ответ

Вопрос: Прочитайте стихотворение. Как вы понимаете выражение с доверчивой меркою к людям идти? Что поэт вкладывает в слова: «Ты сам своей мерке большой соответствуй»? Согласны ли вы с такой позицией? Почему? Э. Асадов Когда мне встречается в людях дурное, То долгое время я верить стараюсь, Что это, скорее всего, напускное, Что это случайность. И я ошибаюсь. И мыслям подобным ища подтвержденья, Стремлюсь я поверить, забыв про укор, Что лжец, может, просто большой фантазер, А хам, он, наверно, такой от смущенья. Что сплетник, шагнувший ко мне на порог, Возможно, по глупости разболтался, И друг, что однажды в беде не помог, Не предал, а просто тогда растерялся. Я вовсе не прячусь от бед под крыло, Иными тут мерками следует мерить. Ужасно не хочется верить во зло И в подлость ужасно не хочется верить! Поэтому, встретив нечестных и злых, Нередко стараешься волей-неволей В душе своей словно бы выправить их И попросту «отредактировать» что ли! А злого, признаться, мне в жизни моей Не так уж и мало встречать доводилось. И сколько хороших надежд поразбилось, И сколько вот так потерял я друзей! И все же, и все же я верить не брошу, Что надо в начале любого пути С хорошей, с хорошей и только с хорошей, С доверчивой меркою к людям идти! Пусть будут ошибки (такое не просто), Но как же ты будешь безудержно рад, Когда эта мерка придется по росту Тому, с кем ты станешь богаче стократ! Пусть циники жалко бормочут, как дети, Что, дескать, непрочная штука - сердца… Не верю! Живут, существуют на свете И дружба навеки любовь до конца. И сердце твердит мне: ищи же и действуй. Но только одно не забудь наперед: Ты сам своей мерке большой соответствуй, И все остальное, увидишь, придет!

Посмотреть ответ

Вопрос: Прочитайте стихотворение, Какие способы действий предлагает поэт для того, чтобы стать красивым? Что является истинным признаком красоты? Выучите наизусть понравившиеся строчки. Можно ли красивым не быть, но стать? Э. Асадов Можно ли красивым не быть, но стать? Можно, коль в мыслях так раскалиться, Чтоб бездну премудростей оседлать И в мир этот грешный до слез влюбиться. Пусть засверкает в глазах твоих Сильное, доброе что-то очень Так, чтобы стал ты настолько зорче, Что не прошел мимо бед чужих… Других мы подчас с упоеньем судим. Но быть прокурором в своих делах, Стать нужным, стать важным и близким людям Добейся - и счастье почти в руках! И в сердце отныне - ни зла, ни снега, И вдруг, будто новым зажжен огнем, Ты к зеркалу смело шагни и в нем Увидишь красивого человека!

Посмотреть ответ

Вопрос: Завершите предложения. Поясните получившиеся утверждения. • Иметь позитивное представление о самом себе - значит … • Развивать уверенность в себе - значит … • Уметь воплощать свои идеалы - значит … • Уметь общаться с людьми - значит … • Хорошо чувствовать себя, обладать хорошим здоровьем - значит … • Доброжелательность, умение интересно вести беседу, эрудиция, находчивость - достоинства, которые …

Посмотреть ответ

Вопрос: Подумайте над вопросами. • Что означают слова жизнь во имя любви? • Какой человек умеет любить? • В чем проявляется любовь? • Кого я люблю?

Посмотреть ответ

Вопрос: Яблоневый сад Современная притча (Из дневника учителя самопознания) Один человек долго трудился и, наконец, купил себе большой новый дом, вокруг которого разросся пышный яблоневый сад. Каждый день человек заботливо поливал деревья, срезал сухие ветки, снимал созревшие плоды. Рядом в стареньком домике жил сосед, который с неодобрением смотрел на счастливого обладателя роскошного жилища. Однажды новый хозяин вышел за ворота и увидел, что его забор исчерчен грубыми надписями. Он посмотрел вокруг и заметил ухмыляющегося соседа. Ничего не сказал новый хозяин, а лишь взял банку с краской и кисть и привел в порядок испорченный забор. На следующее утро он увидел, что розовые кусты, растущие у забора, вырваны с корнем и беспорядочно разбросаны вокруг. За всем этим, стоя за своим покосившимся забором, наблюдал недоброжелательный сосед. Новый хозяин и тут ничего не сказал и принялся восстанавливать цветник. На третий день, открыв ворота, он задел ведро с мусором, стоящее прямо у его дома. Мусор высыпался на обувь растерявшегося от неожиданности человека. А завистливый сосед совсем осмелел и в открытую рассмеялся, пользуясь своей безнаказанностью. 1. Как вы охарактеризовали бы поведение соседа? 2. Что бы вы сделали на месте нового хозяина дома в ответ на поступки недоброжелателя? 3. Придумайте свое завершение истории.

Посмотреть ответ

Вопрос: Рассуждения о счастье Притча Однажды философ Сократ обратился к людям с вопросом: что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один их них, подумав, сказал: «Самое главное в жизни - это здоровье!» Другой: «Самое главное – это быть красивым и привлекательным». Третьего осенило: «Самое главное - это иметь деньги и положение в обществе». Высказав свои мнения, люди спросили у Сократа: - А ты что думаешь об этом? Сократ ответил: - Я думаю, что самое главное в жизни человека - это счастье! Давайте рассуждать: обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди справедливо заметили ему: - Нет, Сократ, это не обязательно. - А человек, имеющий хорошо сложенное тело, красивый и привлекательный, обязательно ли будет в жизни счастливым? - Нет, Сократ! И это не обязательно, - ответили люди. - Тогда скажите мне, - продолжал Сократ, - человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда ли является счастливым? - Нет, Сократ, - отвечали ему, - такие люди часто бывают одинокими. - Представьте, что вам нужен совет лекаря. К какому лекарю вы обратитесь? К очень богатому и привлекательному, имеющему положение в обществе, или вы предпочтете лекаря, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к лекарю, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным. - Таким образом, - объявил Сократ, - мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом и к нему следует стремиться как к самому важному в этой жизни. 1. Прав ли Сократ в своих рассуждениях о счастье? Почему? 2. Что нужно вам для того, чтобы вы почувствовали себя счастливыми? 3. Может ли быть одинаковым понимание счастья у разных людей? 4. Как вы понимаете утверждение Александра Поупа: «Верх счастья - на вершине доброты»? 5. Каковы пути к счастью на ваш взгляд?

Посмотреть ответ

Вопрос: О культуре общения И. Харламов Некоторые школьники считают вежливость и правила приличия обязательными лишь для взрослых. Они рассуждают примерно так: «Вот когда я вырасту, тогда и приобрету нужные манеры». Такое рассуждение, конечно, неправильно. Навыки и привычки культурного поведения вырабатываются только в результате многочисленных повторений. Невозможно себе представить, что мальчик или девочка, не выполнявшие никогда правил культурного поведения, став взрослыми, вдруг сделаются сразу культурными. Известную пожилую актрису спросили: «Как это вам удается быть всегда такой обаятельной, непринужденной?» Она покачала головой и негромко сказала: «О, я училась этому долго. В детстве, помню, матушка по десять раз, бывало, заставляла меня входить в комнату с воображаемыми гостями, пока я не научилась делать это естественно и непринужденно». Тренироваться, упражняться в правильном поведении – вот второе условие воспитанности. Это надо делать до тех пор, пока не окажется, что уже можно не следить за собой, потому что возникла привычка. Чем чаще мы повторяем правильные действия и поступки, тем меньше усилий они требуют от нас, тем естественнее, непринужденнее, красивее становится наше поведение. Правильно говорят, что привычка - это вторая натура. Прочные, устойчивые привычки - обязательное условие воспитанности. Внимательно подмечай, какие черты тебе нравятся в людях, и очень может быть, что то же самое в тебе понравится другим. Если тебе приятно, когда люди чутки и внимательны к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных ситуациях выскажешь другим, будут также приятны. Прежде всего избавься от привычки много говорить о себе и не занимай собеседников своими волнениями или рассказами о каких-либо личных делах: как они ни интересны тебе, всем остальным слушать о них утомительно и скучно… Какого бы ты сам не был мнения о своих достоинствах, не выставляй их напоказ в обществе, не следуй примеру тех хвастливых людей, которые стараются повернуть разговор именно так, чтобы представилась возможность их высказать. Если это подлинное достоинство, люди о нем непременно узнают… Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте и твердо знаешь, что иначе и быть не может. Выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить. Если же тебе не удается этого сделать, попытайся перевести разговор на другую тему… 1. Согласны ли вы с автором в том, что культура поведения воспитывается с детских лет? Почему? 2. Какие привычки можно считать проявлением воспитанности, а какие - отсутствием такового качества? 3. Можно ли научиться вежливости? Что для этого нужно делать?

Посмотреть ответ

Вопрос: О том, чего нельзя терять Э. Асадов Нынче век электроники и скоростей. Нынче людям без знаний и делать нечего. Я горжусь озареньем ума человечьего, Эрой смелых шагов и больших идей. Только, видно, не все идеально в мире, И ничто безнаказанно не получается: Если рамки в одном становятся шире, То в другом непременно, увы, сужаются. Чем глазастей радар, чем хитрей ультразвук И чем больше сверхмощного и сверхдальнего, Тем все меньше чего-то наивно тайного, Романтически сказочного вокруг. Я не знаю, кто прав тут, а кто не прав, Только что-то мы, видно, навек спугнули. Сказка… Ей неуютно в ракетном гуле, Сказке нужен скворечник и шум дубрав. Нужен сказке дурман лугового лета, Стук копыт, да мороз с бородой седой, Да сверчок, да еще, чтоб за печкой где-то Жил кроха, а все-таки домовой… Ну, а мы, будто в вихре хмельного шквала. Все стремимся и жить, и любить быстрей. Даже музыка нервной какой-то стала, Что-то слишком визгливое слышится в ней! Пусть река - не ожившая чья-то лента, И в чащобах не прячутся колдуны. Только людям нужны красивые сны, И Добрыни с Аленушками нужны, И нельзя, чтоб навеки ушла легенда. Я всем сердцем за технику и прогресс! Только пусть не померкнут слова и краски, Пусть хохочет в лесах берендеевский бес, Ведь экстракт из хвои не заменит лес, И радар никогда не заменит сказки! 1. Чего, по мнению автора, никогда нельзя терять человеку? 2. В чем важность и необходимость сохранения романтически сказочного отношения к окружающему миру? 3. Чему учат современного человека сказки и легенды прошлого?

Посмотреть ответ