Вопрос:
Сравните содержание трек прочитанных вами стихотворений. Какой мыслью они объединены?
Ответ: ..
Вопрос:
Узнайте о жизни аль-Фараби. Какие благородные поступки он совершал? Чем руководствовался в жизни великий ученый?
Ответ: ..
Вопрос:
Прочитайте отрывок из письма вашего сверстника в редакцию газеты, в котором он пытается осмыслить мировое культурное наследие. Постарайтесь ответить на его вопросы. Какие вопросы волнуют вас?
«Для меня вокруг понятия мировая культура человечества кроется множество тайн! Мы до сих пор не знаем историю человечества досконально. Кто строил пирамиды в пустыне Египта и как? Зачем, для каких целей из целой скалы был высечен Сфинкс? Как были созданы гигантские головы острова Пасхи? А исполинские рисунки пустыни Наска, видимые только с высоты птичьего полета? А руины загадочного города древности Аркаим? А календарь древних кочевников, объединивший единым ритмом жизнь космоса, природы и человека, - мушель?
Можно приводить до бесконечности тайны древних цивилизаций и - ничего не узнать! Одни догадки и предположения. Но тем не менее увлекательно и интересно, потому что знание о прошлом человечества позволяет мне считать себя человеком, достойным представителем человеческой цивилизации».
Айдос Джанкулаков
Ответ: ..
Вопрос:
Каких людей мы называем учителями человечества? В чем проявилось их служение людям? Приведите примеры.
Ответ: ..
Вопрос:
Как папа выбирал профессию
А. Раскин
Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос. Его спрашивали: «Кем ты будешь?» И папа всегда отвечал на этот вопрос не задумываясь. Но каждый раз он отвечал по-другому. Сначала папа хотел стать ночным сторожем. Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу. Он твердо решил стать ночным сторожем, когда вырастет. Но тут появился продавец мороженого с красивой зеленой тележкой. Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!
«Одну порцию продам, одну – съем! – думал папа. – А маленьких детей буду угощать мороженым бесплатно».
Родители маленького папы очень удивились, узнав, что их сын будет мороженщиком. Они долго смеялись над ним. Но он твердо выбрал себе эту веселую и вкусную профессию.
Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека.
Человек этот все время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлезал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.
Кто это? – спросил папа.
Это сцепщик вагонов, – ответили ему.
И тут маленький папа понял, наконец, кем он будет. Подумать только! Сцеплять и расцеплять вагоны! Что может быть интереснее на свете? Конечно, ничего интереснее быть не могло. Когда папа заявил, что он будет сцепщиком на железной дороге, кто-то из знакомых спросил: «А как же мороженое?»
Тут папа призадумался. Он твердо решил стать сцепщиком. Но отказываться от зеленой тележки с мороженым ему тоже не хотелось. И вот маленький папа нашел выход.
Я буду сцепщиком и мороженщиком! – заявил он.
Все очень удивились. Но маленький папа им объяснил. Он сказал:
Это совсем нетрудно. Утром я буду ходить с мороженым. Похожу, похожу, а потом побегу на станцию. Сцеплю там вагончики и побегу опять к мороженому. Потом опять сбегаю на станцию, расцеплю вагончики и снова побегу к мороженому. И так все время. А тележку поставлю близко от станции, чтобы не бегать далеко сцеплять и расцеплять.
Все очень смеялись. Тогда маленький папа рассердился и сказал:
А если вы будете смеяться, так я еще буду работать ночным сторожем. Ведь ночь-то у меня свободная. А в колотушку я уже умею здорово стучать. Мне один сторож давал попробовать...
Так папа все устроил. Но скоро он захотел стать летчиком. Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем. Кроме того, ему очень хотелось поступить юнгой на корабль. Или в крайнем случае уйти в пастухи и целый день гулять с коровами, громко щелкая кнутом. А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она хотела погладить его по головке. Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил:
Ты что это делаешь, мальчик?
Я хочу стать собакой, – сказал маленький папа. Тогда незнакомый военный спросил:
А человеком ты не хочешь быть?
А я уже давно человек! – сказал папа.
Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой?
А какой же? – спросил папа.
Вот ты подумай! – сказал военный и ушел. Он совсем не смеялся и даже не улыбался.
Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию.
А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет.
Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:
Я буду человеком!
И тут никто не засмеялся.
И маленький папа понял, что это самый правильный ответ.
И теперь он тоже так думает. Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста.
1. Как маленький папа понял, что «быть человеком» – это самый пра- вильный ответ?
2. Почему важнее всего быть хорошим человеком?
3. Как вы думаете, кто такой хороший человек?
4. Как вы понимаете слова «быть самим собой»?
5. «Быть настоящим человеком» и «быть самим собой» – это разные утверждения? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: ..
Вопрос:
Составьте Свод правил счастливой семьи. О каких правилах может идти речь?
Ответ: ..
Вопрос:
Огонь, Вода и Честь
Итальянская сказка
Однажды повстречались в пути Огонь и Вода. Огонь не любит сидеть на месте. Даже когда его запирают в печке или очаге, он только и думает, как бы выскочить. Вода тоже непоседа, вечно куда-то стремится. Вот они и решили прогуляться в свободную минуту.
Только они поздоровались, видят – идет Честь. Удивились Огонь и Вода, никогда они раньше Честь на дороге не встречали. Не такая это легкомысленная синьора, чтобы бегать с одного места на другое да бродить по дорогам. Они ведь не знали, что сегодня ей пришлось покинуть одного знатного кавальере, совершившего бесчестный поступок.
-Синьора Честь, – сказали Огонь и Вода, – не окажете ли вы честь погулять с нами?
-Спасибо за приглашение, – отозвалась Честь. – Я уверена, что это будет приятное путешествие. Но, простите, в моих правилах всегда знать, чем занимаются мои спутники.
-О, не беспокойтесь, синьора Честь, – зажурчала Вода, – вам не придется стыдиться того, что вы идете со мною рядом. Я утоляю жажду путников, мою, стираю, орошаю поля и верчу мельничные колеса.
Вода журчала истинную правду. Она умолчала только о том, что иногда ее журчанье превращается в оглушительный рев, и тогда она рвет плотины, заливает селения и разбивает в щепки корабли. Но кому же приятно говорить о себе такое, да еще при первом знакомстве?
-А я, – сказал Огонь, – освещаю и согреваю жилища, варю обед и помогаю кузнецам ковать железо.
Огню не хотелось выглядеть перед Честью хуже Воды. Поэтому он тоже кое о чем умолчал. Например, о том, что, разгулявшись, может сжечь целую деревню или, упав с неба, расколоть для забавы почтенный старый дуб, что простоял бы еще лет триста.
Честь, которая была весьма щепетильна, но доверчива, пришла в восторг от таких спутников.
-Так пойдемте же, друзья, гулять втроем! – воскликнула она.
-Постойте, – сказал Огонь, – в пути кто-нибудь из нас может свернуть в сто рону или отстать. Надо условиться, по каким приметам мы разыщем друг друга. Меня вот издали можно узнать по дыму, потому что, как известно, нет дыма без огня.
Вода сказала:
-Не ищите меня там, где растения пожелтели и поникли, где земля растрескалась от зноя. Я там, где плакучие ивы, ольха, тростник и высокая зеленая трава.
-А что касается меня, – промолвила Честь, – то у меня нет особых примет. Если хотите дружить со мной, неустанно следите, чтобы я не потерялась. Береги те меня как зеницу ока. Потому что таково мое удивительное свойство, синьоры: кто меня потеряет, тот никогда не обретет вновь.
И Честь, единственная из троих, сказала истинную правду, ни о чем не умолчав.
1. Почему Огонь и Вода удивились, встретив Честь на дороге?
2. Почему в правилах Чести всегда знать, чем занимаются ее спутники?
3. Как вы думаете, почему Честь была весьма щепетильна, но доверчива?
4. Как вы понимаете слова Чести: «Берегите меня как зеницу ока. …Кто меня потеряет, тот никогда не обретет вновь»?
Ответ: ..
Вопрос:
Прочитайте высказывание немецкого поэта, философа, драматурга И. Ф. Шиллера. Подумайте, какие поступки могут охарактеризовать человека с лучшей стороны.
Человек отражается в своих поступках. И.Ф. Шиллер
Ответ: ..
Вопрос:
Рассуждения о счастье
Притча
Однажды философ Сократ обратился к людям с вопросом: что самое главное в жизни?
Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один их них, подумав, сказал: «Самое главное в жизни - это здоровье!» Другой: «Самое главное – это быть красивым и привлекательным». Третьего осенило: «Самое главное - это иметь деньги и положение в обществе».
Высказав свои мнения, люди спросили у Сократа:
- А ты что думаешь об этом?
Сократ ответил:
- Я думаю, что самое главное в жизни человека - это счастье! Давайте рассуждать: обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?
Слушающие его люди справедливо заметили ему:
- Нет, Сократ, это не обязательно.
- А человек, имеющий хорошо сложенное тело, красивый и привлекательный, обязательно ли будет в жизни счастливым?
- Нет, Сократ! И это не обязательно, - ответили люди.
- Тогда скажите мне, - продолжал Сократ, - человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда ли является счастливым?
- Нет, Сократ, - отвечали ему, - такие люди часто бывают одинокими.
- Представьте, что вам нужен совет лекаря. К какому лекарю вы обратитесь? К очень богатому и привлекательному, имеющему положение в обществе, или вы предпочтете лекаря, который счастлив в этой жизни?
Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к лекарю, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.
- Таким образом, - объявил Сократ, - мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом и к нему следует стремиться как к самому важному в этой жизни.
1. Прав ли Сократ в своих рассуждениях о счастье? Почему?
2. Что нужно вам для того, чтобы вы почувствовали себя счастливыми?
3. Может ли быть одинаковым понимание счастья у разных людей?
4. Как вы понимаете утверждение Александра Поупа: «Верх счастья - на вершине доброты»?
5. Каковы пути к счастью на ваш взгляд?
Ответ: ..
Вопрос:
Духовное достояние народа
В изложении М.Шаханова
В давние времена некий могущественный хан, задумавший покорить народ, привел свои войска к границе и послал нескольких лазутчиков, наказав им:
«Выведайте, какие у них силы против нас».
Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников, и они вместе слушали их донесения:
-Мы побывали во многих местах, – сказал один из посланных, – и как-то раз оказались на большом пиру. Был там и правитель этого народа. Когда пиршество было в самом разгаре, в юрту вошел юноша лет шестнадцати с домброй в руках. И сидевший на самом почетном месте хан потеснился и посадил его рядом с собой. Пораженные таким поступком хана, мы спросили, почему такой почет какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: «Это же наш поэт!»…
-Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан, дозвольте выдвигать войска! – страстно заговорил военачальник.
Безмолвно слушавший донесение хан тяжелым взглядом смерил своего полководца и молвил:
-Нет. Поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, свое духовное достояние, народа, у которого столь высокая культура.
1. В чем проявилась мудрость хана?
2. Почему народу важно беречь свое духовное достояние?
3. Что является духовной основой народа?
4. Что такое культура?
5. Как вы думаете, какие ценности неподвластны времени?
6. Какой вклад каждый человек может внести в культуру своего народа?
Ответ: ..
Вопрос:
Притча о короле и трех его сыновьях
У великого короля было три сына. Настал день выбирать из них наследника трона. Выбор был очень сложным – каждый из королевских сыновей был хорош в своем деле и одинаково дорог отцу. Король принял решение посоветоваться с великим мудрецом, и тот дал ему совет…
Собрал король своих сыновей, отдал каждому горсть цветочных семян и сказал:
- Дети мои, я ухожу. Сколько я буду отсутствовать - неизвестно. И это испытание для вас. Вы отдадите мне эти семена, когда я вернусь. Тот, кто лучше сохранит их, станет моим наследником! - сказал так и ушел.
Первый сын подумал: «Что мне делать с семенами, чтобы лучше сохранить их? - и стал держать их в железном сейфе. - Когда отец вернется, они будут такими, какими были».
Второй сын подумал: «Если я буду хранить их так, как это делает мой брат, они умрут. А мертвые семена - вообще не семена». Отправился на рынок, продал их и получил деньги. «Когда придет мой отец, я снова пойду на рынок и куплю новых семян, и отдам их отцу лучшими, чем они были».
А третий сын вышел в сад и посадил семена там, где было свободное место.
Через некоторое время отец неожиданно вернулся и с волнением обратился к своим
сыновьям.
Первый сын открыл свой сейф. Семена умерли и покрылись плесенью. Отец сказал ему:
- Что это? Разве такие семена я давал тебе? Они должны быть способны расцвести цветами и дать прекрасный аромат, а эти семена покрылись плесенью! Это не мои семена!
Второй сын бросился на рынок, купил семян, вернулся домой и преподнес их отцу. Но отец сказал:
- Но они не те же самые. Твоя мысль лучше, но все же это не то качество, которое я хотел бы видеть в тебе.
Он пошел к третьему сыну в большой надежде и страхе одновременно: «Что же случилось с его семенами?»
Третий сын повел отца в сад, где цвели тысячи цветов. Он сказал отцу:
- Это те семена, что ты мне когда-то дал. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе.
На что король ответил ему:
-Ты - мой наследник. Воттак и нужно поступать с семенами!
1. Как братья поступили с семенами? Кто из них принял самое разумное решение?
2. С чем можно сравнить семена из этой притчи?
3. Почему человеку очень важно развивать свои способности?
Ответ: ..
Вопрос:
Прочитайте письмо академика Дмитрия Лихачева, обращенное к юношеству. Что бы вы включили в обязательном порядке в программу самовоспитания? Поделитесь своими размышлениями на эту тему.
О воспитанности
Д. Лихачев
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.
Если он громко включает радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей», - говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не задирает нос и всегда один и тот же: дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
…Есть много книг о хороших манерах. Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрения окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем они нужны. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, не нужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом они созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: к гостям, к хозяевам или просто к прохожим - на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она социальна. И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, т. е. нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть, Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них, - бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам, или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Ответ: ..
Вопрос:
Древнегреческий философ Гераклит говорил, что характер человека создает его судьбу. Подготовьте сообщение о людях, которые благодаря своему характеру определили свою судьбу.
Ответ: ..
Вопрос:
Познакомьтесь с ситуациями. Как правильно поступить?
Раздавая тетради, ваша подруга положила вам по ошибке чужую тетрадь. Ваши слова и действия?
Ответ: ..
Вопрос:
Прочитайте текст. Какие наставления дает автор? Почему нужно слушать свою совесть?
Напишите творческое письмо-обращение к людям. Дайте в нем свои наставления о том, как жить по совести.
Как воспитать настоящего человека?
(Фрагмент)
В. Сухомлинский Поступай так, как должно, не для видимости, не потому что кто-то увидит твои хорошие поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести. Быть настоящим человеком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на глазах людей, оценивающих твои поступки, одобряющих добро и порицающих зло. Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. Если ты наедине с самим собой делаешь что-то плохое и полагаешь, что об этом никто не узнает, – ты ошибаешься. Прятаться от людей – низость, прятаться от себя – низость, помноженная на подлость и лицемерие. Будь
предельно честен наедине с самим собой.
Ответ: ..
Вопрос:
Прочитайте рассказ о легендарном герое Великой Отечественной войны Алие Молдагуловой. Какими качествами характера она обладала? Что побудило юную девушку отправиться на защиту Родины, рискуя собственной жизнью? Что можно сказать о духовном мирс Алии?
Алия Молдагулова (1925-1944) - советский снайпер, герой Великой Отечественной войны.
В возрасте 17 лет прямо со школьной скамьи Алия - юная, хрупкая и очень симпатичная девочка-подросток – добровольно отправилась на фронт. Еще в снайперской школе она проявила недюжинную настойчивость и упорство, которые помогали ей преодолевать ужасы войны. Алия проявляла исключительное бесстрашие и отвагу, когда на бригаду снайперов обрушивались вражеские снаряды и мины. В такие минуты она не только била фашистов, но и выносила с поля боя раненых товарищей и оказывала им первую помощь.
Алия Молдагулова героически погибла в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. 4 июня 1944 года ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Подвиги бесстрашной Алии Молда гуловой воспеты в песнях, о ней сняты художественные и документальные фильмы, ей посвящены балет, стихотворения и поэмы, в ее честь названы улицы, поселки, школы, созданы музеи.
Вечно жива народная память о нашей героине – навсегда юной Алие Молдагуловой, отдавшей свою жизнь за мир и счастье Родины.
Ответ: ..
Вопрос:
Прочитайте отрывок из книги известного современного педагога и писателя Симона Соловейчика. С чем связано желание человека избегать трудностей и неприятностей? Как объясняет это автор? Что укрепляет волю человека? Для чего ему необходима цель?
Час ученичества
C. Соловейчик
…С каждым из нас случается такое: вместо того, чтобы разумно и реально действовать, мы «уходим» в мечту, прячемся от действительности или избираем фантастические способы избежать неприятностей. И нам кажется, что мы сами изобрели их. А на самом деле все эти штуки давно известны, описаны, и мы таким образом не можем даже получить того удовольствия, какое имеет первооткрыватель.
Все описанные способы сводятся к одному: человек стремится избежать неприятности, уйти от нее, спрятаться.
Это никогда не приводит к хорошим результатам.
Не стоит слишком бояться неприятностей. Они ведь тоже составляют некоторую часть нашей жизни, они ведь наши, а не чужие, их надо переживать так же, как и радости, - открыто.
Всякий раз, когда мы стараемся чего-то избежать – работы ли, неприятности ли, наша воля ослабевает. Всякий раз, когда мы идем навстречу работе или неприятностям, воля укрепляется.
Навстречу- вот заветное слово людей, которые хотят иметь сильную волю.
Особенно укрепляется воля тогда, когда нам удаётся что-то доказать - не в споре, а поступком, действием.
Итак, чтобы воспитать свою волю, необходимо, во-первых, привести себя в хорошее настроение, создать установку на интересное занятие; во-вторых, поставить перед собой цель и постараться се достичь. Ставить цель - значит идти навстречу жизни.
Ответ: ..
Вопрос:
Прочитайте стихотворение Абая в переводе А. Кодара. Сформу- лируйте, в чем состоит, по мнению Абая, истинный смысл познания человека.
Холодный наш Ум, наподобие льда, Горячее Сердце согреет всегда.
Разумность и такт, прозорливость терпенья,
В нас Воли рождает тугая узда.
Держа в триединстве Ум, Сердце и Волю,
Ты к цельности редкой придешь без труда.
Но взяты поврозь, они будут ущербны, –
Не славят явлений, где много вреда.
Живу не способный смеяться и плакать,
Лишь с сердцем мятущимся, с коим – беда.
Ум, Сердце и Воля – ничто друг без друга,
А Знанье их суть пронесет сквозь года.
Ответ: ..
Вопрос:
Прочитайте стихотворение А. Барто «О человечестве». Ответьте на вопрос: «Как проявлять любовь к человеку в повседневной жизни»?
Ответ: ..