Вопрос:
Прочитайте стихотворение. Что, по мнению автора, является Родиной родин? Какие чувства он питает к народам всех рас? Почему? Можно ли сказать, что поэтическое обращение Назыма Хикмета к людям - это служение человечеству? Выучите наизусть строчки, в которых, с вашей точки зрения, заключена основная мысль стихотворения.
Родина родин
H. Хикмет
Уважаемые народы всех рас:
суданец, китаец, француз,
русский, поляк, эскимос,
грек, американец, киргиз,
армянин, турок, индус,
араб, мексиканец, чех -
не перечислить всех,
и те, о ком не слыхал,
всем, всем кланяюсь до земли,
с уважением, с нежностью люблю вас,
народы всех рас.
Никто не выше, не ниже, дружно, ладом
на троне сердца моего сидите вы рядом.
И все родины: равнинные и гористые,
снежные, солнечные, лесистые,
ветряные, туманные,
с морями и без морей,
известные своими шатрами,
машинами, городами,
пшеницей, сталью своей,
все вы, все вы - мой единственный плод,
мое яблоко на единственной ветке!
С уважением, с нежностью люблю вас,
уважаемые народы всех рас.
Ответ: ..
Вопрос:
Прозрение
Б. Ганаго
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две… Телефона у Левы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у нее было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
- Почему Лева не ходит в школу?
Мама печально ответила:
- Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лева ослеп и сам ходить не может…
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
- А мы его по очереди в школу водить будем.
- И домой провожать.
- - И уроки поможем делать, - перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слезы. Она провела ребят в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лева. Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лева с трудом сказал:
- Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
- Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
- А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
- А я по истории.
Лева не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слезы…
После ухода ребята составили план: кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Левой и водить его в школу. Мальчик, который сидел с Левой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лева отвечал! Как все радовались его пятеркам - даже больше, чем своим!
Учился Лева прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Леву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
Школу Лева окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами. После института Лева продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком - академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.
1. Как одноклассники старались помочь своему другу преодолеть несчастье, случившееся с ним?
2. Можно ли считать высокие достижения Льва Понтрягина платой людям за их веру и помощь?
3. Как вы понимаете слова «Не счесть людей, прозревших для добра»?
Ответ: ..
Вопрос:
Воробей
И. Тургенев
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… Но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, стильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью
держится и движется жизнь.
1. Почему собака остановилась перед воробьем и попятилась?
2. Какая сила заставила маленькую птицу броситься на защиту птенца, не испугавшись большой собаки?
3. Встречались ли вы в жизни с подобными ситуациями?
4. Объясните, как вы понимаете слова «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Ответ: ..
Вопрос:
Какие открытия сделал для себя Г. Маркес, понимая, что смертельно болен?
Дар великого колумбийца
Великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес уходит из общественной жизни - обострение рака лимфатических желез. Многочисленным друзьям по всему свету он адресует это прощальное письмо. Один из последних даров миру прекрасного человека и подлинного мастера.
«Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю; я бы больше думал о том, что говорю. Я бы ценил вещи не по их стоимости, а по их значимости. Я бы спал меньше, мечтал больше, сознавая, что каждая минута с закрытыми глазами - это потеря шестидесяти секунд света.
Я бы ходил, когда другие от этого воздерживаются, я бы просыпался, когда другие спят, я бы слушал, когда другие говорят. И как бы я наслаждался шоколадным мороженым! Если бы Господь дал мне немного жизни, я бы одевался просто, поднимался с первым лучом солнца, обнажая не только тело, но и душу…
Боже мой, если бы у меня было немного жизни… Я не пропустил бы дня, чтобы не говорить любимым людям, что я их люблю… Я бы жил в любви с любовью. Ребенку я дал бы крылья и научил бы его летать. Пожилых я бы научил тому, что смерть приходит не от старости, но от забвения. Как многому я научился у вас, о люди ...
Я узнал, что каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске.
Я понял, что когда новорожденный впервые сжимает отцовский палец в своем крошечном кулачке, он хватает его навсегда.
Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз, лишь когда он должен помочь ему встать на ноги.
Я так многому научился от вас, но, по правде говоря, от всего этого немного пользы, потому что, набив этим сундук, я, к несчастью, умираю…»
После этого письма великий писатель прожил еще более 20 лет… Он ушел из жизни 17 апреля 2014 года.
По материалам СМИ
Ответ: ..
Вопрос:
Меня зовут Кожа
(Отрывок из повести)
Б.Сокпакбаев
В классе никого не было. Значит, можно успеть занять место за одной из последних парт. Что может быть удобнее такого места? Здесь всегда можно незаметно вытянуть книжку и поглядеть в нее. Правда, я говорю, не хвастаясь: нет у меня такой привычки. Раз уж не знаешь урока, самое глупое – пытаться
«выплыть», собирая крохи подсказок, поглядывать в учебник и ляпать что- то наобум. Но кто его знает, вдруг когда-нибудь и понадобится. А что касается других дел, начиная от «посторонней книги», как говорит учительница, и кончая чудесной игрой в «морской бой», то уж лучше задней парты места не сыщешь.
Только я выбрал парту и начал располагаться, как в класс влетел мой старый
«друг» Жантас. На нем тоже была новая форма.
-Привет героям труда! – закричал он. – С кем сидишь?
-Не с тобой! – буркнул я.
Жантас подошел и заглянул в ящик парты:
-Тут же никого нет?
-А я говорю, что занято… Не понимаешь?
-А… Для Жанар приготовил.
Называя меня в насмешку «героем», Жантас, справедливо ли, несправедливо ли, оскорблял только меня, и я волен был наказывать его или прощать это издевательство. Упоминая имя Жанар, этот человек наносил оскорбление девочке, которой не было здесь. Даже если бы она и присутствовала в классе, она не смогла бы достойно расправиться с Жантасом. Ибо так уж устроен мир, что здоровая, крепкая девочка все же слабее, чем мальчишка – мозгляк Жантас. Обижен был не я. И прощать я не имел права. Я выскочил из-за парты и дал Жантасу «пенальти», то есть футбольный штрафной удар, прямо пониже спины.
1. Как вы думаете, стоило ли Коже обижаться на шутку Жантаса?
2. Действительно ли Жантас оскорбил Жанар? Обоснуйте свой ответ.
3. Мог ли Кожа поступить по-другому? Как?
Ответ: ..
Вопрос:
Маленькая ящерка
B. Мосолов
По левому берегу реки Сырдарьи раскинулась по-весеннему светлая туранговая рощица.
Река, вырвавшись из плена Чардаринского водохранилища, бурно несется вниз, кружится в водоворотах, брызжет пеной, как норовистая лошадь. Грустно смотреть на реку, которую растерзали, разобрали каналами на поля. Здесь она еще живая, бурная, но ниже ее всю выпьют рисовые чеки, не оставив ни капли Аральскому морю, к которому так безмятежно разбежалась она мутным пенистым потоком.
Листочки на турангах только-только разворачиваются, но уже ярко и радостно зеленеют. Глядя на рощицу, на гибкий кустарник и первую весеннюю траву, забываешь на время тягостные чувства, навеваемые видом скудеющей год от года природы…
Вдруг раздался слабый хлопок - так бывает, когда растущая трава поднимает прилипший к земле сухой лист.
Я взглянул и увидел около пня маленькую ящерку, покрытую нежной чешуйчатой кожицей, - пустынного гологлаза. Робкая ящерица грелась на солнце, настороженно поглядывая по сторонам крошечными сверкающими глазами.
Я осторожно присел около нее. На фоне бурной реки и высоких деревьев, стремительно выбрасывающих зеленые листья, ящерица показалась мне особенно хрупкой и беззащитной. Гологлаз живет всего один год, а потом погибает, и мне было как-то обидно за него. Ну что он увидит за один короткий год? Стоило ли рождаться? Не мне, конечно, судить… Ведь гологлаз, как и я сам, тоже частица природы, пусть неразумный, бессознательный осколочек ее, не понимающий даже, что он - живое существо.
Непроизвольно, думая о своем, я протянул руку к красивой ящерице, но она дрогнула и побежала - оказывается, дорожила своей маленькой непонятной жизнью…
Впереди была лужица, ящерица прыгнула и попала в воду. Она растерялась, расставила в стороны лапы и, полумертвая от страха, дрейфовала, как листок, гонимый ветром. Потом опомнилась, прижала лапы к телу и поплыла быстро, как рыбка, двигая в стороны хвостом. Вот она выбралась на сушу, оглянулась и скрылась в траве.
Но осталось какое-то странное и печальное чувство. Будто и в нас есть что-то от ящерицы. Ведь и наш век, увы, недолог, и нам тоже недосуг, как ни бьемся, ни стараемся осмыслить до конца эту неуловимую тайну бытия…
1. В чем сходство человека и ящерицы, человека и любого живого существа на Земле?
2. Как вы думаете, чем ценна жизнь маленькой ящерки для природы?
3. Как взаимосвязаны человек и окружающий мир? В окружающем мире нет ничего ненужного.
Ответ: ..
Вопрос:
Журавль
Т. Вершинина
В одной деревне жил-был Колодец с Журавлем*. Хороший колодец, глубокий. Вода в нем была чистая, вкусная и холодная-холодная! Даже в самые жаркие летние дни. Жители деревни любили свой Колодец, а Журавль помогал им доставать из него воду.
Однажды из дальнего леса прилетела в деревню Сорока. Она села на самую верхушку Журавля и застрекотала:
- Ты кто такой и что тут делаешь?
- Я Журавль, - проскрипел в ответ Журавль. - Я достаю…
- Ты Журавль? - перебила его Сорока. - Да какой же ты Журавль? Где у тебя крылья? А летать ты умеешь?
- Нет, не умею, - спокойно ответил Журавль.
- Ну, вот видишь, а журавли летают.
- А как это? - заинтересованно спросил Журавль.
-Ну, так же, как я, - прострекотала Сорока, сорвалась с Журавля, облетела вокруг него и села на место. - Журавли - птицы, а ты кто?
-Я Журавль, но летать я не умею,-ответил Журавль.-А это приятно?
-Еще как,-застрекотала Сорока.-Вот ты стоишь тут на одном места, а мы, птицы, можем летать, куда хотим. Журавли вот даже в жаркие страны летают!
Журавль задумался и приуныл.
- Да ты не расстраивайся! - затараторила Сорока. - Я знаю в нашем лесу Филина. Говорят, он колдун. Он может тебе помочь. Наколдует тебе крылья и научит летать. Жди! Сегодня ночью я его к тебе пришлю, - прострекотала Сорока, вспорхнула и улетела в свой лес.
Журавль стал ждать. Весь день. Весь вечер. А ночью бесшумно, как тень, к нему прилетела огромная птица и уселась на его верхушке.
- У-ху-ху! У-ху-ху! - зловеще прокричала она, взмахнула крыльями и ударила Журавля своим изогнутым клювом.
И Журавль почувствовал, что шест на его спине лопнул, и из него появились длинные широкие крылья.
- У-ху-ху! У-ху-ху! - вновь прокричал Филин, взмахнул крыльями и поднялся в воздух.
Журавль тоже взмахнул своими новыми крыльями, с трудом вырвался из земли и взмыл вверх вслед за Филином.
- Ты куда?! А я? - закричал Колодец, но Журавль его не слышал.
Сильные крылья несли его все дальше и дальше от знакомой деревни, от родного Колодца…
Всю ночь и весь день летал Журавль. Он поднимался под самые облака, спускался к самой земле, долетал до далекого леса и возвращался назад. Пол вечер он пролетал над своей деревней и вдруг увидел, что вокруг его родного Колодца собрались люди. Они пытались достать из него воду, но у них ничего не получалось. Люди беспомощно разводили руками и сокрушенно качали головами.
Журавлю вдруг стало стыдно, что он бросил свою работу. Кто теперь поможет людям? И Журавль решительно повернул к земле.
Утром удивленные люди увидели, что Журавль стоит на месте, тихонько покачивая ведром, как будто приглашая опустить его в Колодец и достать из него чистой холодной воды.
Вечером прилетела Сорока, застрекотала:
- Ты что это опять здесь торчишь? Что, летать не понравилось?
- Понравилось, - ответил Журавль. - Но когда я летаю, я делаю приятное только себе. А здесь я делаю приятное и полезное многим. Ведь я пою водой целую деревню!
1. О каком Журавле рассказывает автор?
2. Как Журавль научился летать?
3. Почему ему стало стыдно перед людьми?
4. Можно ли назвать Журавля счастливым? В чем его счастье?
Ответ: ..
Вопрос:
Сравните содержание трек прочитанных вами стихотворений. Какой мыслью они объединены?
Ответ: ..
Вопрос:
Арстан, я и виолончель
М. Кабанбаев
Папа взял виолончель и вышел во двор. Я вслед за ним.
Непроглядна темная ночь, звенящая тишина. Хлопьями падает снег. Плавно кружатся снежинки, падают и укрывают дом, арык, забор и ветви деревьев. Все вокруг белым-бело. Даже на спине Арстана (в то время щенка) набралась горстка снега.
Папа пристроился на конуре Арстана и играет незнакомую мне мелодию. Едва слышный, таинственный напев зовет куда-то. Нарастающие волны его стали оттеснять все неприятное…
Я подошел к отцу и тронул его за рукав:
- Папа, пойдем домой!
Отец крепко взял меня за локоть и повел к пустой бочке. Затем он несколько раз ударил
по бочке деревянным молотком и сунул мне молоток в руки:
-Вот колоти так и не сбивайся!
Я принялся колотить. А папа заиграл на виолончели. И снова тот же густой, таинственный напев, уводящий за собой в таединственное далеко…
А снег все идет и идет.
Звуки молотка сначала были неприятны, затем они укутались в белые снежинки. Потом
превратились в белоснежных голубей и присоединились к прекрасным звуком виолончели.
И безмолвная земля под ногами начала танцевать в такт музыке. Мне казалось, что мы уносились ввысь…
Мне вдруг захотелось обнять весь этот мир.
Я вытянул вперед руки. Мои объятия наполнились свежими хлопьями.
Я слился с окружающим меня миром, с белым снегом, смешанным с легкими-прелегкими звуками мелодии, и превратился в неотделимую частицу этого мира.
Щенок Арстан затявкал, принялся подпрыгивать на месте на всех четырех лапах под ритм мелодии.
С того момента папа, я, щенок, виолончель и белый снег - неразлучные друзья, верные товарищи.
1. Каким образом произошло единение героев рассказа?
2. Есть ли в вашей семье четвероногий друг? Как относятся к нему домочадцы? Объединяет или разобщает он семью? Расскажите об этом.
3. Можете ли вы вспомнить моменты, которые придали общению с родными неповторимую прелесть, новизну?
4. Какие события, дела, традиции и ритуалы объединяют членов семьи?
Ответ: ..
Вопрос:
Проанализируйте ситуации. Возможно ли найти способ выхода из них, который устроил бы всех участников? Предложите свой вариант.
Я обещал родителям прийти домой сразу после уроков или позвонить им, если я задерживаюсь. Однако мы так увлеклись с друзьями обсуждением вчерашнего матча, что не заметили, как пролетели два часа. Конеч- но, маме я не позвонил. Я возвращаюсь домой, мама открывает дверь…
Ответ: ..
Вопрос:
Последний лист
(В сокращении)
О. Генри
Студия Сью и Джонси помещалась наверху трехэтажного кирпичного дома… В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии, касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами… Джонси лежала неподвижно на крашеной железной кровати, глядя сквозь мелкий переплет голландского окна на глухую стену соседнего кирпичного дома.
Однажды утром озабоченный доктор одним движением косматых седых бровей вызвал Сью в коридор.
- У нее один шанс… ну, скажем, против десяти, - сказал он, стряхивая ртуть в термометре. - И то, если она сама захочет жить. Ваша маленькая подруга решила, что ей уже не поправиться. О чем она думает? Я сделаю все, что буду в силах сделать как представитель науки. Но когда мой пациент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю пятьдесят процентов с целебной силы лекарств. Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти вместо одного из десяти.
После того как доктор ушел, Сью выбежала в мастерскую и плакала в японскую бумажную салфеточку до тех пор, пока та не размокла окончательно. Потом она храбро вошла в комнату Джонси с чертежной доской насвистывая рэгтайм.
Джонси лежала, повернувшись лицом к окну, едва заметная под одеялами. Сью перестала насвистывать, думая, что Джонси уснула.
Она пристроила доску и начала рисунок тушью к журнальному рассказу. Вдруг Сью услышала тихий шепот, повторившийся несколько раз. Она торопливо подошла к кровати. Глаза Джонси были широко открыты. Она смотрела в окно и считала - считала в обратном порядке.
- Двенадцать, - произнесла она, а немного погодя: - «одиннадцать», а потом: - «десять» и «девять», - а потом: - «восемь» и «семь» - почти одновременно.
Сью посмотрела в окно. Что там было считать? Был виден только пустой, унылый двор и глухая стена кирпичного дома в двадцати шагах. Старый-старый плющ с узловатым, подгнившим у корней стволом заплел до половины кирпичную стену. Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголенные скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи.
- Что там такое, милая? - спросила Сью.
- Шесть, - едва слышно ответила Джонси. - Теперь они облетают гораздо быстрее. Три дня назад их было почти сто. Голова кружилась считать. А теперь это легко. Вот и еще один полетел. Теперь осталось только пять.
- Чего пять, милая? Скажи своей Сьюди.
- Листьев. На плюще. Когда упадет последний лист, я умру. Я это знаю уже три дня. Разве доктор не сказал тебе?
- Первый раз слышу такую глупость! - с великолепным презрением отпарировала Сью. - Какое отношение могут иметь листья на старом плюще к тому, что ты поправишься? А ты еще так любила этот плющ! Не будь глупышкой. Да ведь еще сегодня доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь… Постарайся уснуть, мне надо позвать Бермана, я хочу писать с него золотоискателя-отшельника. Я самое большее на минутку. Смотри же, не шевелись, пока я не приду.
Старик Берман был художник, который жил в нижнем этаже под их студией. Ему было уже за шестьдесят, и борода, вся в завитках, как у Моисея Микеланджело, спускалась у него с головы сатира на тело гнома. В искусстве Берман был неудачником. Он все собирался написать шедевр, но даже и не начал его. Уже несколько лет он не писал ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба. Он зарабатывал кое-что, позируя молодым художникам, которым профессионалы-натурщики оказывались не по карману. Он пил запоем, но все еще говорил о своем будущем шедевре. А в остальном это был злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью и смотрел на себя, как на сторожевого пса, специально приставленного для охраны двух молодых художниц.
Сью застала Бермана в его полутемной каморке нижнего этажа. В одном углу двадцать пять лет стояло на мольберте нетронутое полотно, готовое принять первые штрихи шедевра. Сью рассказала старику про фантазию Джонси и про свои опасения насчет того, как бы она, легкая и хрупкая, как лист, не улетела от них, когда ослабнет ее непрочная связь с миром. Старик Берман чьи красные глаза очень заметно слезились, раскричался, насмехаясь над такими идиотскими фантазиями.
- Что! - кричал он. - Возможна ли такая глупость - умирать оттого, что листья падают с проклятого плюща! Первый раз слышу. Как вы позволяете ей забивать голову такой чепухой? Ах, бедная маленькая мисс Джонси! Здесь совсем не место болеть такой хорошей девушке, как мисс Джонси. Когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда. Да, да!
Джонси дремала, когда они поднялись наверх. Сью спустила штору до самого подоконника и сделала Берману знак пройти в другую комнату. Там они подошли кокну и со страхом посмотрели на старый плющ. Потом переглянулись, не говоря ни слова. Шел холодный, упорный дождь пополам со снегом. Берман в старой синей рубашке уселся в позе золотоискателя-отшельника на перевернутый чайник вместо скалы.
На другое утро Сью, проснувшись после короткого сна, увидела, что Джонси не сводит тусклых, широко раскрытых глаз со спущенной зеленой шторы.
- Подними ее, я хочу посмотреть, - шепотом скомандовала Джонси.
Сью устало повиновалась.
И что же? После проливного дождя и резких порывов ветра, не унимавшихся всю ночь, на кирпичной стене еще виднелся один лист плюща - последний! Все еще темно-зеленый у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада, он храбро держался на ветке в двадцати футах над землей.
- Это последний, - сказала Джонси. - Я думала, что он непременно упадет ночью. Я слышала ветер. Он упадет сегодня, тогда умру и я…
День прошел, и даже в сумерки они видели, что одинокий лист плюща держится на своем стебельке на фоне кирпичной стены. А потом, с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна, скатываясь с низкой голландской кровли.
Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору.
Лист плюща все еще оставался на месте.
Джонси долго лежала, глядя на него. Потом позвала Сью, которая разогревала для нее куриный бульон на газовой горелке.
- Я была скверной девчонкой, Сьюди, - сказала Джонси, - Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немного бульона… Хотя нет: принеси мне сначала зеркальце, а потом обложи меня подушками, и я буду сидеть и смотреть, как ты стряпаешь.
Часом позже она сказала:
- Сьюди, надеюсь когда-нибудь написать красками Неаполитанский залив. Днем пришел доктор, и Сью подкаким-то предлогом вышла за ним в прихожую.
- Шансы равные, - сказал доктор, пожимая худенькую, дрожащую руку Сью. - При хорошем уходе вы одержите победу. А теперь я должен навестить еще одного больного, внизу, Его фамилия Берман, Кажется, он художник, Тоже воспаление легких. Он уже старик и очень слаб, а форма болезни тяжелая. Надежды нет никакой, но сегодня его отправят в больницу, там ему будет покойнее.
На другой день доктор сказал Сью:
- Она вне опасности. Вы победили. Теперь питание и уход - и больше ничего не нужно.
В тот же вечер Сью подошла к кровати, где лежала Джонси, с удовольствием довязывая ярко-синий, совершенно бесполезный шарф, и обняла ее одной рукой - вместе с подушкой.
- Мне надо кое-что сказать тебе, белая мышка, - начала она. - Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления легких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашел бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все еще горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана - он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист.
1. Можно ли назвать Бермана неудачником? Почему?
2. Какой главный шедевр он создал в своей жизни?
3. Что спасло тяжелобольную Джонси?
4. В чем отразилась истинная человеческая красота старого художника?
5. Как проявляется красота человека?
Ответ: ..
Вопрос:
Представьте, что вы ученый. Попробуйте сформулировать Закон взаимодействия человека с окружающим его миром. Воспользуйтесь материалами текста В. Суслова «Все друг с другом связано».
Ответ: ..
Вопрос:
Прочитайте диалог и завершите его.
Юноша: Раньше человек зависел от природы, а сейчас онее хозяин!
Мудрец: Не хозяин, а ученик. Природа - великий учитель. Она открывает человеку тайны мироздания, пробуждает его творческие силы, дарит ему здоровье.
Юноша: Но сейчас многие люди большую часть своей жизни проводят в домах и офисах.
Мудрец: И все-таки природа каждого может научить чему-то важному.
Юноша: Интересно, чему же природа может научить меня?
Мудрец: …
Ответ: ..
Вопрос:
Объясните смысл слов: «Как нет яблока без семени, так нет и человека без любви».
Притча о яблоке
Шел старец по пустыне. С посохом в руке и сумой за плечами. Его томила жажда. От усталости он еле передвигал ноги. Но он шел, не теряя надежды на чудо. И вот чудо свершилось. Он увидел маленький зеленый оазис. Собрав последние силы, краешком чалмы утерев обильный пот, он ускорил шаги. Подойдя к оазису, старец поприветствовал хозяина. Хозяин преградил ему дорогу и не ответил на приветствие. Он тоже был стар, но суров.
- Это мой дом и мой сад! Я давно ушел от зла и людей. Любой чужеземец мне враг. Я не знаю, что ты мне принес: добро или зло! - сказал хозяин оазиса.
- Чем же я могу доказать свою доброту, если ты видишь во мне только зло? - спросил старец.
- Хорошо, тогда ответь на один вопрос, - с этими словами хозяин взял в руки сочное красное яблоко. - Что прекрасно в этом плоде: его краски, его сок, его вкус или его форма?
- Ни то, ни другое, ни третье! - ответил странник. - Истинная красота всегда внутри, ее не увидишь равнодушным взглядом. То, что внутри, важнее того, что снаружи. Разломи яблоко. Что ты видишь внутри? Это семя! Семя, из которого вырастут другие сады и которое несет в себе вечность жизни. Так и красота человека находится внутри, в его сердце, несущем вечную любовь! Как нет яблока без семени, так нет и человека без любви.
От мудрых слов странника сердце хозяина смягчилось, он раскаялся:
- Прости меня, мудрый человек! Я вижу, ты великий учитель. Кто ты, как тебя зовут?
- Мое имя - аль-Фараби, - сказал старец, теряя последние силы и падая на песок у ног хозяина сада. Тот бережно поддержал его…
(Из дневника учителя самопознания)
Ответ: ..
Вопрос:
Познакомьтесь с принципами познания, о которых рассказывается и книге Майкла Геаба «Научитесь мыслить и рисовать, как Леонардо да Винчи». Какне из них способствуют развитию воли человека? Почему вы так думаете?
Семь принципов познания
1. Стать любознательным, изучать жизнь и учиться – начало всех начал и первый шаг на пути познания.
2. Приобретать собственный жизненный опыт, анализируя те или иные события жизни.
3. Развивать пять чувств, данных человеку от природы, т. е. совершенствовать умение видеть, слышать и чувствовать окружающий мир.
4. Научиться справляться с неуверенностью и неопределённостью в своих мыслях и поступках.
5. Мыслить позитивно, добиваясь внутренней гармонии.
6. Стремиться к гармоничному взаимодействию тела и ума.
7. Видеть связь между возвышенными идеалами и устремлениями, различными целями и ценностями в обычной жизни.
Ответ: ..
Вопрос:
Узнайте о жизни аль-Фараби. Какие благородные поступки он совершал? Чем руководствовался в жизни великий ученый?
Ответ: ..
Вопрос:
Сравните представленные ниже легенды. Выделите их тему и идею. Что двигало поступками Сизифа, мореходов? Что делает труд полезным? Приведите примеры из жизни, подтверждающие ваши рассуждения.
Сизиф
Сизиф, сын бога-повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой.
Никто во всей Греции не мог равняться по коварству и изворотливости ума с Сизифом. Благодаря своей хитрости, Сизиф собрал неисчислимые богатства в Коринфе, далеко распространилась слава о его сокровищах.
Не хотел Сизиф отправляться в печальное царство Аида. С помощью разных хитростей, обманывая богов, нарушал он порядок, заведенный на земле Зевсом, и весело пировал, радуясь, что один из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.
Но разгневанный Аид придумал Сизифу наказание. Он должен был вкатывать на высокую крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие – и окончен будет труд Сизифа, но каждый раз камень вырывается из рук его и с шумом катится вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу.
Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы.
На пустынном острове
Два морехода потерпели крушение и были выкинуты на пустынный остров. Оба едва не погибли от голода и ужаса, ибо считали себя навсегда оторванными от мира. Корабль подобрал их. И на острове был сооружен прочный маяк. Те же мореходы остались при маяке, чтобы служить спасению погибающих.
Теперь настроение их изменилось. Они были счастливы, давая спасительный свет и не чувствуя себя оторванными от мира.
Ответ: ..
Вопрос:
Великий казахский поэт Магжан Жумабаев писал: «Верю в тех, кто сердцем мудр».
Как вы думаете, какой человек «мудр сердцем»? Почему важно все делать с любовью в сердце? Как нужно прожить жизнь, чтобы быть счастливым? Слушаете ли вы свое сердце? Что оно вам говорит?
Подумайте над этими вопросами и поделитесь своими рассуждениями.
Ответ: ..
Вопрос:
Назовите качества, которые вы особенно цените в людях. Почему вы их выбрали?
Ответ: ..