Вопрос:
Образуйте от сложных существительных сложные прилагательные и употребите их в словосочетаниях.
Водопровод, листопад, самолёт, северо-запад, мусоропровод, счетовод, нефтепровод, пятиугольник, пешеход, кораблестроитель.
Ответ:
Вопрос: Укажите местоимение, которое не имеет именительного падежа. Семь ножей На кухне пол..жили в буфет семь ножей. Семь больших острых ножей для капусты. Утром пришли на работу шесть поварих. Каждая выбрала себе нож. Всю смену женщины резали капусту. Окончив работу, они сл..жили ножи в буфет и ушли домой. Нож, пролежавший без дела, спросил: – Чем вы пахнете? Что-то3 очень вкусное... – Капустой, – гордо ответили ножи, работавшие целый день. На второй день шесть поварих пришли рано утром, и каждая взяла свой нож – тот, которым работала вчера. Нож, праздно пролежавший в буфете первый день, уд..вился: «Почему меня никто3 не бе- рёт? Разве я не такой, как другие? Какая она, эта капуста?» Вечером он с обидой спросил у ножей, уставших от работы, очень гордых тем, что они выполнили свой долг: – Почему меня никто не берёт? Неужели людям не всё равно каким ножом работать? Ведь я острее, чем вы. Проходили дни и недели, каждое утро шесть работниц брали в буфете шесть ножей, а седьмой лежал и лежал без дела – острый, бл..стящий. Как-то вечером он спросил у своего соседа: – Как работниц.. узнают ножи? И сосед ра..сказал ему уд..вительные вещи. Оказывается, нож, которым работница прора- ботала хотя бы один день, она называет «мой нож». И потом не хочет брать никакого другого3 ножа. – Почему же это так? – спросил праздный нож. – Да потому, что без человеческой руки нож ещё не нож, а просто кусок металла. В каждом из нас человек ост..вляет что-то от своей руки. Праздный нож не мог этого понять. Он равнодушно бл..стел своим острым лезвием. (В.Сухомлинский)
Посмотреть ответВопрос: Определите, какой суффикс имеют следующие слова: -ик или -чик? Распределите слова в два столбика в соответствии с суффиксом существительных. Вставьте пропущенные буквы. Листоч..к, луч..к, огонёч..к, чемоданч..к, крючоч..к, телефонч..к, стаканч..к, ножич..к, кру- жоч..к, лётч..к, дождич..к, груз..к, стульч..к, сарафанч..к, сыноч..к, переводч..к, щеноч..к, фла- жоч..к, переплётч..к.
Посмотреть ответВопрос: Спишите пословицы. Найдите относительные местоимения и определите их синтаксическую роль. 1) Кто землю лелеет, того земля жалеет. 2) Сколько воду не варить, а вода будет. 3) Что посеешь, то и пожнёшь. 4) Каков корень, таково и семя. 5) Хорошо того учить, кто слушает. 6) Чему бывать, тому не миновать. 7) Какой уход, такой и скот. 8) Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Посмотреть ответВопрос: Подумайте и ответьте: 1) Почему мальчик не сказал маме правду? 2) Опишите состояние героя рассказа после того, как он разбил чашку. Назовите глаголы, передающие состояние мальчика. 3) Была ли папина чашка для мальчика так же ценна, как и для его мамы? 4) Как вы думаете, догадалась ли мама, что чашку разбил сын? Найдите слова в тексте, подтверждающие сомнение матери. 5) Почему мама выгнала собаку, если не поверила сыну? Правильно ли поступила мама, наказав Бума? 6) Найдите в тексте предложения, которые показывают, что мать даёт сыну ещё один шанс сказать правду.
Посмотреть ответВопрос: Выпишите из текста 3-4 слова в переносном значении. В 1782 году на окраине итальянского города Генуя родился мальчик, которого назвали Никколо. Природа наделила его правильными чертами лица. Отец мальчика Антонио, человек с тяжёлым, властным характером, любил играть на мандолине. Однажды Антонио, играя, услышал голос своего четырёхлетнего сына: «Папа, ты в этом месте фальшивишь». От жены он не раз слышал, что Никколо неравнодушен к музыке. Отец протянул мандолину сыну, и мальчик сыграл без всякой ошибки. Антонио купил для Никколо скрипку, и сам начал учить его игре на мандолине, а затем на скрипке. Отец строго наказывал его, запирая на несколько часов в комнате, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Антонио понял, что способности сына могут принести немалые деньги, и нанял для него учителей музыки. Учителя признавали в мальчике талант. Как-то парижский купец, большой любитель музыки, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Мальчик открыл ноты и сыграл с них без единой ошибки. Так он стал владельцем стоившей больших денег скрипки, с которой до конца жизни не расставался. В восемь лет Никколо сочинил концерт для скрипки, а в одиннадцать лет дал свой первый публичный концерт. Публика была восхищена его виртуозной игрой. Вскоре он был признан самым искусным в мире скрипачом. Это звание сохраняется за Паганини до сих пор. Прошло несколько лет, и похожий на ангела мальчик стал молодым человеком. Паганини стал гастролировать по городам Италии и Европы. Слушатели в зале с большим нетерпением ждали, когда на сцену выйдет талантливый скрипач. И вот он, худой настолько, что на нём чёрный фрак болтался, как на вешалке, торопливым шагом ступал на сцену, брал в руки скрипку и начинал свою игру. В это время он сливался с музыкой. Он становился её частью, а она – его. Весь организм музыканта приспосабливался к игре на скрипке, всё работало на музыку! В исполнительском искусстве скрипач переступал грани возможного и невозможного. Никто, кроме Паганини, не мог играть на одной струне, как на четырёх, и на четырёх, как на одной. Скрипка Паганини выводила трели, не отличимые от пения птиц. Нетрудно представить, что делалось в зале, когда выступал Паганини. Стоило ему извлечь из скрипки первые звуки волшебной красоты, как все тотчас забывали нескладную фигуру музыканта: перед ними представал совершенный человек, соединивший в себе дивный дар и неотразимое обаяние. Однако в жизни Паганини не везло. Он не ладил со своим отцом, который смотрел на сына как на источник доходов. Не везло ему и в личной жизни. Но самой главной проблемой музыканта было здоровье. Болезни преследовали Никколо всю жизнь. Часто во время выступлений у него начинались сильные боли в почках или в искривлённом позвоночнике. Но со сцены он не уходил. И при этом в зале никто не знал, что чудо его игры одновременно есть крик боли и страдания. Паганини год от года физически слабел. Он часто терял сознание. Его некогда красивое лицо покрылось морщинами и грубыми складками. Болезнь не щадила его. Никколо Паганини скончался 27 мая 1840 года, оставив после себя имя великого скрипача и композитора.
Посмотреть ответВопрос: Определите, какие словосочетания употреблены в переносном значении. Укажите разряд прилагательных. Овечий сыр, овечий мех; мраморные лестницы, мраморная кожа; янтарное ожерелье, янтарный блеск; медвежья лапа, медвежья походка; каменный дом, каменное лицо; волчий аппетит, волчья пасть, волчий мех; заячий выводок; заячья трусость, заячья шуба.
Посмотреть ответВопрос: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Как называются выделенные существительные? Укажите их род. 1) «Как.. же ты непоседа, Эмин», - сказала бабушка. 2) Нармин так.. умница. 3) «Ты просто растяпа», - сказала Лале Айсель. 4) Рустам - больш.. скряга. 5) Эт.. маленьк.. непоседа Октай никак не мог усидеть на месте. 6) Айнур - всем известн.. тихоня. 7) Мой брат Вюгар - настоящ.. забияка.
Посмотреть ответВопрос: Замените следующие примеры словами с приставкой пре-. Образец: переступить – преступление. Очень старый, очень красивый, перервать, очень долгий, перестать что-либо делать, пе- реобразовать, очень забавный, очень добрый, очень спокойно, переодолеть, перепроводить, очень возносить, очень жадный.
Посмотреть ответВопрос: Допишите вместо пропусков личные местоимения. Определите их падеж. Помогать (кому?) …; думать (о ком?) …; предложить (кому?) …; увидеть (кого?) …; рас- сказать (кому?) …; беседовать (с кем?) …; гордиться (кем?) …; надеяться (на кого?) …; идти (с кем?) … .
Посмотреть ответВопрос: Выпишите из данного ряда слов только безличные глаголы. С 3 - 4 из них составьте и запишите предложения. Дышится, печалится, возится, ломило, подмораживает, ломалось, синеет, чувствуется, кажется, знобит, красуется, верится, моросило, смеётся, тошнит, нездоровится, вечереет, ненавидит, не сидится.
Посмотреть ответ