Вопрос:
Определите разряд местоимений и поставьте их в начальную форму.
Не с кем поговорить; с кем-то переписываться; не у кого было спросить; о чём-то рассказывать; ни с кем не советовался; ни от кого не зависит; поговорил кое с кем; ни о чём не беспокойся; не о чем разговаривать.
Ответ:
Вопрос: Вспомните, какие типы речи вам известны. Укажите их характерные признаки.
Посмотреть ответВопрос: Прочитайте предложения. Определите, с помощью каких союзных слов присоединяются придаточные предложения к главному. Определите их синтаксическую роль. 1) Его не было дома, почему я и оставил записку. (А.Пушкин) 2) Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. (Н.Гоголь) 3) Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел. (А.Чехов) 4) На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром. (А.Чехов) 5) Вместо сахара подавался сотовый мёд в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный. (К.Паустовский)
Посмотреть ответВопрос: Составьте цитатный план к тексту. Невозможно представить современное общество без книг. Однако были времена, когда свои знания одно поколение передавало другому устно. Когда объём и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти, появилась письменность. Вначале письменные и цифровые знаки наносили на плитки из сырой глины острой тростниковой палочкой, затем плитки подсушивали или обжигали. Шумеры, вавилоняне, ассирийцы писали на глиняных табличках. Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал - папирус. Отдельные листы склеивали в длинную полосу, свиток, который достигал в длину до 100 м4. Долгое время папирус был самым распространённым видом писчего материала как в странах Средиземноморья, так и в Азербайджане и других странах Востока. В III в. до н. э. возникла самая известная библиотека древности - Александрийская в Египте. В I в. до н. э. в ней было около 700 тыс. свитков. Тогда же в Риме появились публичные библиотеки. Потребовалось издание книг. Поскольку в тексты при переписке2 вкрадывались ошибки, их стали сверять, появились редакторы и корректоры. Наконец, античный мир обрёл новый прочный материал - пергамент, который делали из овечьих, телячьих, козьих кож. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. В Китае первые записи делали на деревянных или бамбуковых планках, соединённых в связки, а с V- IV вв. до н. э. стали писать на шёлке. Потребность в размножении текстов всё возрастала, а возможности переписчиков были ограничены. Они пытались изобрести такое устройство, кото рое позволяло бы тиражировать книги. Буквы вырезались на твёрдом материале, например, на деревянной пластине, раскрашивались2 , а сверху накладывалась бумага. Такой метод назывался тиснением1. История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические подвижные выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. В XI в. китаец Пи Шен придумал изготовление наборного шрифта из обожжённой глины. Древнейшая запись на бумаге и бумажная книга относятся к XIV в. Бумагу сначала получали с Востока, потом из Европы. Она была дешевле пергамента. И наконец, Иоганн Гу́тенберг, ювелир, гравёр, резчик по камню из немецкого городка Майнц около 1440 года изобрёл наборный шрифт. Сначала он разрезал доски, выделял фразы, слова и постепенно дошёл до изготовления отдельной буквы. Теперь оставалось изготовить множество букв алфавита, разложить их по ячейкам - и типографский набор готов. Изыскивая материал для шрифта, он остановился на олове и стал отливать его в форме буквы - литеры4. Гутенберг создал матрицу для точной и аккуратной отливки комплектов литер, типографскую краску на масляной основе и станок, подходящий для печати. В 1455 году Гутенберг выпустил первую печатную Библию общим объёмом в 1286 страниц. Открытый Гутенбергом способ книгопечатания оставался фактически неизменным2 до конца XVIII века. В Москве в 1564 г. русским первопечатником Иваном Фёдоровым была отпечатана книга «Апостол» (богослужебная книга). Первой напечатанной книгой азербайджанского автора стал учебник по геометрии и алгебре великого азербайджанского учёного Насреддина Туси «Тахрири-Оглидис», изданный в Риме в 1594 году. За первые 50 лет книгопечатания человечество получило книг больше, чем за сотни лет до этого. В XV в. книгопечатание распространилось по всей Европе. (Из Энциклопедии для детей «Аванта+»; из книги К.В. Рыжова «100 великих изобретений»)
Посмотреть ответВопрос: Определите виды подчинений. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. 1) Она всё думала о том что н..кто н..как (не) может понять всего что она понимает и что в ней есть. (Л.Толстой) 2) Они пошли шагом перевели дыхание чтобы не изменил глаз и не дрогнула рука если сейчас понадоби(т,ть)ся стрелять. (В.Бианки) 3) Когда все ра..селись и всем принесли по чашке чаю генерал изл..жил весьма ясно и простра(н,нн)о в чём состоит дело. (А.Пушкин) 4) В солнечный день осенью на опушк.. елового леса собрались молодые разноцветные осинки густо одна к другой как будто им там в еловом лесу стало холодно и они вышли погре( т,ть )ся на опушку как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках. (М.Пришвин) 5) Лесик дождалась ухода подруги затем когда шаги затихли за пр..крытой дверью бе..шумно спустилась на площадку и там пр..жавшись детской щекой к холоду окна долго смотрела (в)след тому кто уносил с собой её мечту. (С.Алескерова) 6) В дни когда налетающий с запада шквал сыпал ливнями огненных стрел я отчизне как сын и солдат отдавал всё что мог что имел что умел. (А.Сурков) 7) Вечером буря раз..гралась так что нельзя было ра(с,сс)лышать гудит ли ветер или гр..мит гром. (И.Гончаров) 8) Чтобы идти вперёд чаще оглядывайтесь назад иначе вы забуд..те откуда вы шли и куда вам нужно идти. (Л.Андреев) 9) В воздух.. куда ни взглян..шь кружа(т,ть)ся целые облака снежинок так что не разб..рёшь идёт ли снег с неба или с земли. (А.Чехов) 10) Если он (Паустовский) напиш..т что от д..лёкого ледника смутно т..нуло фиалками то это ещё не значит что запах фиалок действительно был слыш..н на расстояни.. нескольких километров. (В.Солоухин)
Посмотреть ответВопрос: Найдите четвёртое «лишнее» предложение. 1) Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, я скрыл это от всех (Л. Толстой) 2) На мысу, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов. (К.Паустовский) 3) Пусть человек может ошибиться, ему всегда надо дать шанс исправить свою ошибку. 4) Я быстро нашёл общий язык с лесником, несмотря на то что он с самого начала не был расположен к общению со мной.
Посмотреть ответВопрос: Найдите в тексте устаревшие слова и объясните их значение. В истории азербайджанской культуры, общественной мысли и духовного развития Гасан беку Зардаби принадлежит особое место. Гасан бек Зардаби родился в 1837 году (по другим данным - в 1942 году) в селе Зардаб Гёйчайского уезда. Получив начальное образование в моллахане, начал учиться в уездной школе в Шамахе, затем в Тифлисе. В 1861 году поступает в Московский университет и через пять лет становится первым азербайджанцем, закончившим Московский вуз. Сразу после окончания Московского университета Гасан бек устраивается на работу в Тифлисскую Межевую палату и делает всё, что в его силах, для облегчения положения крестьян. Очень скоро начальник Межевой палаты ставит перед ним ультиматум: или перестать «учить» начальство и не «портить » крестьян, или уходить со службы. А «вина» его заключалась в том, что, переехав из Тифлиса в Губу и поступив на работу в суд, он терпеливо3, никому не отказывая, учил неграмотных крестьян законам, объяснял им их права. Его выступления против коррупции чиновников вызывали недовольство в государственных структурах, так что он был вынужден переехать в Баку. Здесь он стал работать учителем естественной истории (природоведения) в Бакинской гимназии. В 1873 году Зардаби вместе со своими учениками Н. Везировым и А.Адигёзаловым осуществляет постановку комедий М.Ф.Ахундзаде «Визирь Лянкяранского ханства», «Приключение скряги», закладывая тем самым основы национального театра. Гасан бек Зардаби вошёл в историю Азербайджана и как редактор первой азербайджанской газеты. В 1875 году он начал издавать на азербайджанском языке газету «Экинчи» («Пахарь»), положившую начало профессиональной азербайджанской журналистике. В «Экинчи» печатались серьёзные статьи о причинах отсталости, «темноты » населения, распространялись знания в области сельского хозяйства. Газета получила большой резонанс: в считанные дни первый её номер распространился не только на территории Азербайджана, но и в России. Из-за постоянных доносов и клеветы власти в 1877 г. закрыли газету и хотели изгнать из Баку и самого Гасан бека. В 1880 году Зардаби вернулся в родное село Зардаб, где продолжал свою просветительскую деятельность среди местного населения, разоблачал религиозный фанатизм шейхов-шарлатанов. Он был одним из самых активных участников Первого съезда азербайджанских учителей. Гасан бек, вернувшись в 1896 году в Баку после шестнадцатилетней принудительной ссылки, вновь ринулся на арену бурной общественной деятельности. Г.Зардаби принимал активное участие и в работе городской Думы в качестве гласного (депутат Думы). Он бесстрашно сражался за национальные права, поднимал острые политические, социальные, экологические проблемы. Чем больше Зардаби занимался просветительской деятельностью, тем больше он вызывал недовольство со стороны религиозных фанатиков. Исторически так сложилось, что в 1860-1870 гг. Зардаби практически в одиночестве пытался осуществить в Азербайджане свои просветительские проекты: первая газета на родном языке, первая светская школа на родном языке, первое общество помощи неимущим учащимся-мусульманам, первый спектакль на родном языке и многое другое. Несмотря на то что на его долю выпало много испытаний и лишений, он успел-таки увидеть плоды своих усилий и труда. Основанная им «Экинчи» вызвала к жизни газеты «Хаят» («Жизнь») и «Фиюзат» («Благо»), подготовила почву к появлению исторического журнала «Молла Насреддин». Стал развиваться национальный театр, возросло число благотворительных обществ, были сделаны важные шаги в просвещении, открывались новые школы. Заметно возросло число молодых людей, отправлявшихся на учёбу в российские и европейские вузы. Гасан бек Зардаби уже видел, что народ просыпается от вечной спячки, поднимается на свою защиту.
Посмотреть ответВопрос: Закончите предложения, вставляя вместо точек союзное слово который в нужной форме. Расставьте знаки препинания. Определите синтаксическую роль союзного слова. 1) И стебелёк травы достоин того великого мира … он растёт. (Р.Тагор) 2) Нет таких звуков красок образов и мыслей … не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский) 3) Огромный дом … родился Грэй был мрачен внутри и величествен снаружи. (А.Грин) 4). И по щекам поползли вниз блестящие капельки … бывают на окнах во время дождя. (А.Чехов) 5) В маленьком купе первого класса … я заказал заранее шумно лил дождь по крыше. (И.Бунин) 6) Она до сих пор не может забыть ту минуту … на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку. (И.Тургенев) 7) Самая большая ценность народа – язык … он пишет говорит думает. (Д.Лихачев)
Посмотреть ответВопрос: Найдите и выпишите из текста устойчивые сочетания слов. 1. Свыше тысячи лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн Сина, известный также как Авиценна. 2. Кто он, Ибн Сина? Врачи говорят, что он великий врач. Математики считают его известным астрономом и математиком. Литераторы добавляют, что Ибн Сина к тому же поэт и писатель. И это ещё не всё. Музыканты считают его теоретиком музыки, философы - великим мыслителем. И все они правы. 3. Ибн Сина родился в 980 г. близ Бухары, где прошла его молодость, где он сформировался как учёный и врач. В Бухаре ещё и сейчас можно услышать о нём поучительные легенды. 4. В одной из таких легенд рассказывается, что, состарившись, Ибн Сина приготовил сорок лекарств, которые могли воскресить умершее тело. Он взял со своего ученика слово, что тот после смерти Ибн Сины оживит его, применяя эти сорок лекарств в определённой2 последовательности. ... Ибн Сина умер, и ученик приступил к врачеванию. Лекарства оказывали необычайное действие. Тело старца не только не разлагалось, но становилось всё более юным и свежим... И только он стал подносить к телу последнее, сороковое лекарство, как из-за сильного волнения сосуд выскользнул из его рук и разбился... 5. С раннего возраста Ибн Сина проявил необыкновенные способности, быстро выучился грамоте, знал многие произведения арабских классиков; обладая прекрасной памятью, к 10 годам свободно цитировал целиком Коран. В мусульманской школе он изучал законоведение. Вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться. 6. Знания бухарских учителей вскоре уже не могли удовлетворять пытливого юношу, и с 13-14 лет он стал самостоятельно изучать геометрию, астрономию, музыку, философские труды Аристотеля. «В то время я недосыпал ни одной ночи, да и в течение дня не занимался ничем иным, кроме наук. Возвращаясь к ночи в моё жилище, я ставил перед собой светильник и погружался в чтение или письмо4... Когда же сон окончательно одолевал меня, то и во сне продолжал я обдумывать те вопросы, которыми занимался наяву... Такую жизнь вёл я, пока не усвоил твёрдо все науки и не овладел ими настолько, насколько это вообще доступно человеку.» 7. В числе этих наук была и медицина, которой он стал с горячим увлечением заниматься с 14 лет. В возрасте 17 лет Ибн Сина как врач пользовался такой славой в Бухаре, что был приглашён ко двору эмира Нуха ибн Мансура, который долго болел. Авиценне удалось в короткий срок вылечить эмира, и в благодарность за это молодой учёный получил разрешение пользоваться дворцовой библиотекой, одной из богатейших3 на Ближнем и Среднем Востоке, где ему удалось расширить свои познания. 8. После падения династии Саманидов Ибн Сина вынужден был уехать из Бухары в Ургенч, а затем в Иран. Почти вся дальнейшая жизнь Ибн Сины прошла в скитаниях по разным городам прикаспийской области и Ирана. В Хамадане за успешное лечение эмира он получил должность визиря, но нажил себе врагов. Эмир отклонил требование предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать учёного и вновь назначить своим министром. 9. После смерти правителя Авиценна был брошен в тюрьму. В тюрьме Ибн Сина не прекращал научной, литературной3 и врачебной деятельности. 10. Последние четырнадцать лет жизни жил в Исфахане (Иран). Здесь он создал основные научные труды своей жизни. Всего Ибн Сина написал более 450 трудов, из которых до нашего времени дошли только 274. 11. Долгие годы он работал над «Каноном медицины» - медицинской энциклопедией из пяти частей, которая принесла ему мировую славу. Ибн Сина прожил неполные пятьдесят семь лет. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов и всё своё имущество раздать беднякам. (Из книги «100 великих тайн Востока»)
Посмотреть ответВопрос: Выделите основы слов. Семья, издавна, птичий, плащ, кофе, надолго, радоваться, интересно, ночь, коров, столов, снова, могуч, играть, луч, основ, шоссе, рощей, духи, молоко, друзей, пальто, кенгуру, наспех, трое, множество.
Посмотреть ответВопрос: Составьте и запишите несколько сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным, определительным и места, используя союзное слово где как средство связи придаточного с главным предложением. Подчеркните союзное слово как член предложения.
Посмотреть ответ