Вопрос:
Этажи заботы.
Д. Лихачев
Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека.
Человек рождается, и первая забота о нем - матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени абстрактной – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.
Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую - не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…
Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом уже и о памяти родителей, как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и Родины в целом.
Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего, человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п. - все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и умного результата. Назвать добрый поступок глупым можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был лжедобрым, ошибочно добрым, т. е. недобрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
Что, по мнению автора, объединяет людей?
2. Как вы понимаете слова «Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто»? Почему начинать нужно с себя?
3. Согласны ли вы со словами «Добро не может быть глупо»?
4. Почему важно быть добрым и сострадательным?
5. Расскажите, о ком вы проявляете заботу.
Ответ:
Вопрос: Прочитайте стихотворение Петра Кобракова. Как вы думаете, о какой пропасти говорит поэт? Почему спасение заключается только в любви человека к человеку? Какие пути развития есть у человека? На планете Земля неспокойно. Да и было ль спокойно на ней? Прекращались раздоры и войны, Только снова седлали коней. Вот и космос уже на примете, Став над пропастью, в бездну глядим. Как Земли неразумные дети, Рубим сук, на котором сидим. Не спасет ни утроба отсека, Ни глубинное в недрах жилье. Человек! Полюби человека! Только в этом спасенье твое.
Посмотреть ответВопрос: Неразлучные друзья (История из жизни семиклассников алматинской школы) Даурен и Алеша - неразлучные друзья. Они вместе ходят в школу и возвращаются из нее. Они и к урокам вместе готовятся. Вместе бывают на улице, ходят в спортивную секцию легкой атлетики. Если проголодались, то идут перекусить то к одному, то к другому. Вместе играют в компьютерные игры, смотрят телевизор. «Вот это друзья!» - говорят о них товарищи. Но после одного события отношения между ними стали прохладными, словно между ними пробежала черная кошка. Они даже при встречах стали притворяться, что не замечают друг друга. Новый учебный год Даурен встретил в другой школе. Вскоре и Алеша был вынужден сменить школу. А произошло все это нежданно-негаданно. Когда до конца учебного года оставалось около полутора месяцев, Даурен попал в больницу. «Придется пролежать не менее месяца, - сказали врачи. - Ты простудил легкие». Услышав это известие, классная руководительница Марьям Тулегеновна попросила всех своих учеников задержаться после уроков. - Надо посоветоваться, - сказала она. Ребята знали, о чем будет предстоящий разговор. Они видели, что утром в школу приходила мама Даурена, и Марьям Тулегеновна долго с ней беседовала. Когда ребята вошли в кабинет, классная руководительница сразу же перешла к делу и сказала: - С завтрашнего дня мы должны постоянно по очереди посещать Даурена в больнице, иначе он отстанет в учении. Итак, кто пойдет первым? Все, конечно же, повернулись в сторону Алеши, потому что он считался другом Даурена. Но тот не спешил поднимать руку и проявлять какую-либо инициативу. В классе установилась во просительная тишина, которую нарушила Марьям Тулегеновна. - Алеша, ты почему молчишь? Ты сможешь завтра навестить своего друга в больнице? - спросила она мальчика. Алеша нехотя встал с места и, отводя глаза в сторону, ответил: - Завтра мне надо идти в спортивную секцию. У нас тренер очень требовательный. От кого угодно, но только не от Алеши ожидали такого ответа. Все думали, что Марьям Тулегеновна возмутится и начнет ругать мальчика. Однако классная руководительница молча окинула пристальным взглядом притихших учеников. За последней партой сидел Саша. Он поднял руку. - Что ты хочешь сказать, Саша? - спросила Марьям Тулегеновна. - Я завтра пойду, - ответил мальчик. - Но ты ведь в класс пришел еще только три дня назад, так что и Даурена толком не знаешь, - возразила было классная руководительница, но Саша прервал ее словами: - Ну и что? Познакомимся в больнице. Там моя мама медсестрой работает. Мы с ней быстро найдем Даурена. Прошу мне поверить… Эта искренняя просьба, сказанная от всей души, быстро успокоила загудевший класс. Взволнованная случившимся учительница только и сумела произнести: - Спасибо тебе, Саша! Ты настоящий человек! 1. Можно ли назвать дружбу Даурена и Алеши настоящей? 2. Как бы вы охарактеризовали поступок Саши? Как этот поступок повлияет на укрепление дружбы в коллективе? 3. Что такое ответственность в дружбе? 4. Какое значение имеют такие качества человека, как чувство долга, ответственность, для создания в классном коллективе обстановки согласия и доверия? 5. Есть ли в вашем классе ребята, которые отличаются ответственным отношением к делу? Расскажите о них. 6. Как вы понимаете значение слова коллектив? 7. Чем отличаются коллектив и команда? Коллектив и группа? 8. Назовите признаки настоящего коллектива. 9. Можно ли ваш класс назвать коллективом? Обоснуйте.
Посмотреть ответВопрос: Самая большая ценность - жизнь Д. Лихачев «Вдох - выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от отработанного воздуха». Жизнь - это прежде всего дыхание. Душа, дух! А умер - прежде всего перестал дышать. Так думали исстари. «Дух вон!» -это значит умер. Душно бывает в доме, душно и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее, заслоненную красоту обогащает человека духовно. Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей - это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек. …Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью. 1. Как вы понимаете слова «Жизнь - это прежде всего дыхание»? Почему душно бывает не только в доме, но и в нравственной жизни? 2. О чем всегда должен думать человек? 3. Согласны ли вы с тем, что самая большая ценность в мире - жизнь? Почему?
Посмотреть ответВопрос: Лев Толстой говорил: «Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас - просто расти в любви», Что, на ваш взгляд, писатель вкладывает в понятие любовь? Расскажите о любви как обще-человеческой ценности.
Посмотреть ответВопрос: Прочитайте высказывания французского философа XVIII в. Люка Вовенарга. Определите основную мысль каждого из них. Согласны ли вы с мнением автора изречений? Почему? • Будьте общительны, мой друг: общение с людьми придает уму гибкость и непринужденность, делает нас скромней и уступчивей, подавляет тщеславие, приучает к естественности и откровенности и в то же время вооружает благоразумием, основанным не на умозрительных иллюзиях, а на неоспоримых уроках опыта. Те, кто не выходят за рамки собственной персоны, как бы деревенеют: они избегают и боятся людей, ибо не знают их, таятся от общества и от самих себя, и душа их всегда замкнута. • Если вы стремитесь жить в мире с людьми, не отрицайте за ними свойств, которые они себе приписывают и ценят превыше всего: для них это жизненно важно. Итак, терпите, когда они ставят себе в заслугу утонченность, привычку вкусно поесть, бессонницу или еще какую-нибудь причуду; не мешайте им также верить, что они приятны, обаятельны, остроумны, оригинальны, а если они в своих притязаниях метят еще выше, прощайте им даже это.
Посмотреть ответВопрос: Прочитайте высказывание древнеримского оратора и философа Цицерона. Какое качество характера развивает в себе человек, если следует этому совету? Поясните ответ. Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своему решению.
Посмотреть ответВопрос: Задание 4. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы. Хорошие люди И. Тетерева Хорошие люди шагают по свету. Хорошие люди спасают планету От зависти, злобы, от глаза дурного, От тяжкой хворобы, от грубого слова. В дороге и дома, пешком, в самолете Их доброе сердце в великой работе! И вы их встречали не раз и не дважды. Развеять печали им кажется важным - И ваши, и чьи-то. Важны им заботы - Учиться, лечить, попасть на работу, Помочь вам с билетом, друга проведать, Позвать вас к обеду, что-то нужное сделать. Спасти собачонку, дать голубю крошки, Подсыпать щебенку, проторить дорожку. Из крошечных саженцев парк обустроить, Растить, возрождать, обнадеживать, строить. И если такие вам встретятся где-то, Вы им помогите не только советом! Какие добрые дела совершают хорошие люди? Почему для них это важно? Как можно помогать людям? Приведите примеры из жизни.
Посмотреть ответВопрос: Подумайте над утверждениями. Выберите те из них, которые отражают вашу точку зрения. Прокомментируйте свой выбор. • Совесть - это главный закон человеческой жизни. • Чувство собственного достоинства помогает человеку делать верный выбор, поступать правильно. • Каждый человек в ответе за себя и свою жизнь. От него самого зависят его будущая жизнь и его счастье. • Человек по-настоящему счастлив, когда он любит людей и творит добрые дела.
Посмотреть ответВопрос: Труд души По С. Соловейчику …Внутренний мир другого человека существует реально и независимо от нас, но мы не можем ощущать его непосредственно - не можем его ни увидеть, ни услышать, и приборам он недоступен. Мы узнаем о нем лишь по косвенным приметам, по тому, как этот другой человек выражает себя: взглядом, словом, поступком, мимикой, движением рук и тела. Сами по себе эти движения и выражения ничего не говорят - мы всю жизнь учимся читать их, учимся постигать чужую душу. Это все равно, что учиться читать: ведь и крючочки на бумаге тоже не говорят, но мы выучиваемся понимать скрытый в них смысл, и притом совершенно точно. Однако читать книгу мы выучиваемся умом, а «читать» человека по его словам, взглядам, интонациям и жестам можно научиться только чувством. Понимать другого человека – значит чувствовать то же самое, что он переживает, отзываться на его чувство. Вот одно из самых прекрасных слов - отзывчивый. Вслушаемся в него: отзывчивый… способный отзываться… легко отзывающийся… всегда готовый отозваться… Если бы существовала школа чувств, то первым предметом в ней, первым уроком был бы урок отзывчивости. Мы учимся чувствовать, отзываясь на чувства других людей. Чувству нельзя обучить в строгом смысле этого слова, но чувство можно передать, можно им заразить, его можно вызвать. Любовью своей человек вызывает ответное чувство любви у того, кто никогда не испытывал ее. Страстью к знанию человек заражает окружающих. Учитель любовью к своему предмету увлекает и нас. Следовательно, учиться чувству можно, надо только открыться душой навстречу всему человеческому, что окружает нас. Отозваться! Не только люди учат чувствовать нас. Оглядимся вокруг себя, всмотримся в самые простые предметы, окружающие нас: стол, лампа на столе, шкаф с одеждой, обои на стене… Каждая вещь сделана человеком, в каждую вложены чьи-то способности, ум, чувство. Это все застывшее человеческое дело, превратившееся в предметы; живые жизни, воплотившиеся в вещи… А книги? Даже обычные школьные учебники! Нам кажется, они безличны, что их никто не писал, не мучился над ними, они сами собой откуда-то взялись или выросли, как дерево в лесу или трава на лугу. Но в каждой странице, в каждой строчке- живое, человеческое! Будем стараться чувствовать другого человека не только в каждом, кого мы встретим, но и за каждой вещью, каждой книгой, каждым учебником. Мы не читаем учебник - мы общаемся с автором, с человеком! Речь идет о духовном прозрении, когда каждая вещь становится живой для нас, каждый человек становится созвучным нам. Именно поэтому необходимо развивать свой внутренний духовный мир, культуру чувства, умение ощущать весь окружающий мир. …Но пора, наконец, сказать, откуда же пошло это не совсем научное, не строго научное выражение труд души. В точном смысле слова труд - это всегда операции, действия с орудиями труда, в результате которых появляются какие-то материальные и духовные ценности или знания. В умственном труде такими орудиями, хоть и особыми, умственными, являются слова, понятия, модели, чертежи, формулы. Чувство же никаких орудий не имеет, и операций тоже не производит, именно поэтому чувству, как уже говорилось, так трудно учиться. И все же Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь*, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! 1. Как вы понимаете смысл выражения труд души? 2. Какова связь между багажом накопленных человеком знаний и богатством души? 3. Зачем нужно учиться чувствовать? 4. Можно ли изучить духовный мир человека? С помощью чего и как? 5. Что помогает вам изучать и обогащать свой духовный мир?
Посмотреть ответВопрос: Арстан, я и виолончель М. Кабанбаев Папа взял виолончель и вышел во двор. Я вслед за ним. Непроглядна темная ночь, звенящая тишина. Хлопьями падает снег. Плавно кружатся снежинки, падают и укрывают дом, арык, забор и ветви деревьев. Все вокруг белым-бело. Даже на спине Арстана (в то время щенка) набралась горстка снега. Папа пристроился на конуре Арстана и играет незнакомую мне мелодию. Едва слышный, таинственный напев зовет куда-то. Нарастающие волны его стали оттеснять все неприятное… Я подошел к отцу и тронул его за рукав: - Папа, пойдем домой! Отец крепко взял меня за локоть и повел к пустой бочке. Затем он несколько раз ударил по бочке деревянным молотком и сунул мне молоток в руки: -Вот колоти так и не сбивайся! Я принялся колотить. А папа заиграл на виолончели. И снова тот же густой, таинственный напев, уводящий за собой в таединственное далеко… А снег все идет и идет. Звуки молотка сначала были неприятны, затем они укутались в белые снежинки. Потом превратились в белоснежных голубей и присоединились к прекрасным звуком виолончели. И безмолвная земля под ногами начала танцевать в такт музыке. Мне казалось, что мы уносились ввысь… Мне вдруг захотелось обнять весь этот мир. Я вытянул вперед руки. Мои объятия наполнились свежими хлопьями. Я слился с окружающим меня миром, с белым снегом, смешанным с легкими-прелегкими звуками мелодии, и превратился в неотделимую частицу этого мира. Щенок Арстан затявкал, принялся подпрыгивать на месте на всех четырех лапах под ритм мелодии. С того момента папа, я, щенок, виолончель и белый снег - неразлучные друзья, верные товарищи. 1. Каким образом произошло единение героев рассказа? 2. Есть ли в вашей семье четвероногий друг? Как относятся к нему домочадцы? Объединяет или разобщает он семью? Расскажите об этом. 3. Можете ли вы вспомнить моменты, которые придали общению с родными неповторимую прелесть, новизну? 4. Какие события, дела, традиции и ритуалы объединяют членов семьи?
Посмотреть ответ