Вопрос:
О какой внутренней красоте говорил аль-Фараби?
Притча о яблоке
Шел старец по пустыне. С посохом в руке и сумой за плечами. Его томила жажда. От усталости он еле передвигал ноги. Но он шел, не теряя надежды на чудо. И вот чудо свершилось. Он увидел маленький зеленый оазис. Собрав последние силы, краешком чалмы утерев обильный пот, он ускорил шаги. Подойдя к оазису, старец поприветствовал хозяина. Хозяин преградил ему дорогу и не ответил на приветствие. Он тоже был стар, но суров.
- Это мой дом и мой сад! Я давно ушел от зла и людей. Любой чужеземец мне враг. Я не знаю, что ты мне принес: добро или зло! - сказал хозяин оазиса.
- Чем же я могу доказать свою доброту, если ты видишь во мне только зло? - спросил старец.
- Хорошо, тогда ответь на один вопрос, - с этими словами хозяин взял в руки сочное красное яблоко. - Что прекрасно в этом плоде: его краски, его сок, его вкус или его форма?
- Ни то, ни другое, ни третье! - ответил странник. - Истинная красота всегда внутри, ее не увидишь равнодушным взглядом. То, что внутри, важнее того, что снаружи. Разломи яблоко. Что ты видишь внутри? Это семя! Семя, из которого вырастут другие сады и которое несет в себе вечность жизни. Так и красота человека находится внутри, в его сердце, несущем вечную любовь! Как нет яблока без семени, так нет и человека без любви.
От мудрых слов странника сердце хозяина смягчилось, он раскаялся:
- Прости меня, мудрый человек! Я вижу, ты великий учитель. Кто ты, как тебя зовут?
- Мое имя - аль-Фараби, - сказал старец, теряя последние силы и падая на песок у ног хозяина сада. Тот бережно поддержал его…
(Из дневника учителя самопознания)
Ответ:
Вопрос: Все друг с другом связано В.Суслов Но здесь ты сразу должен усвоить одну истину: все большие и серьезные вещи всегда очень просты. И чем главнее вещь, тем она проще. А если серьезнее думать о ней, об этой простой вещи, то, чтобы по-настоящему понять ее, может не хватить и всей жизни. Так вот. Все друг с другом связано. ВСЕ. Связи эти самые различные. Одни – очевидные, бросаются в глаза, прочные и непосредственные; другие – слабые, отдаленные и трудноуловимые. Одним словом, связано друг с другом все. Тучи на небе и настроение твоей мамы. Вчерашняя передача по телевизору и твоя двойка по географии. Есть связи проще простого. Вроде последней. Ты вчера смотрел по телевизору интересную передачу и не выучил урок. Учительница спросила тебя – и вот в дневнике двойка. Здесь, в этом случае, все так просто, что и думать нечего. А приходило ли тебе в голову, что ты связан со всеми людьми на Земле? Не только с близкими. Не только с ребятами в классе и с учителями. Дом, в котором ты живешь, строили люди, может быть, сотни людей. Дорогу, по которой ты ходишь, строили другие люди. Совсем другие люди шили твою одежду и обувь, делали твои книги и тетради, парту и стул. Через шариковую ручку в твоей руке ты связан с тысячами людей. Труд многих специалистов способствовал тому, чтобы ты получил этот привыч- ный и столь необходимый предмет. А те, кто строил машины, которые работают на рудниках и заводах? Кто помогал им, готовил инструменты, выдавал зарплату, подавал обед в столовой?.. Кассирша, которой ты заплатил за ручку, и продавщица, которая подала ее тебе, – это лишь двое из многих тысяч людей, так или иначе причастных к незаменимому школьному орудию труда. Да, скажешь ты, к созданию моей ручки причастно много людей, но это еще не все люди на Земле! А если твой отец лесоруб, и он свалил в лесу дерево? И его повезли в далекий порт и погрузили на судно. И судно пройдет многими морями и проливами, и матросы кораблей самых разных стран будут приветствовать его гудками при встрече, и радисты самых разных народностей будут предупреждать его об опасностях, и, наконец, судно придет в порт назначения. Люди этой страны привезут это дерево, которое свалил твой папа, на завод, распилят его и сделают из него шкаф, или кресло для самолета, или ящик, в который упакуют разные товары: или персики, или детские игрушки, или микроскопы, и отправят в другую страну. Видишь, со сколькими людьми на Земле ты связан! Но ты возразишь и скажешь: это тоже не все люди Земли! А люди связаны друг с другом не только через вещи. Есть связи другие. Более серьезные и важные. С ребятами в классе ты связан не только тем, что ваши фамилии стоят в одном журнале. С кем-то ты дружишь, кому-то просто симпатизируешь, а кого-то считаешь просто выскочкой и зазнайкой и стараешься не иметь с ним дела. Видишь, я говорю о связях душевных. С кем ты и против кого? И против чего и за что? Когда ты вырастешь, ты встанешь в ряды тех, кто трудится на благо нашей Родины. И кем бы ты ни стал – экономистом, инженером, журналистом, ты будешь с теми, кто делает наше общее дело. И будешь против тех, кто мешает работать. Такие связи называются гражданскими, идейными. И тогда тебе нужно будет не только словом, но и делом доказать, во имя чего ты живешь и трудишься. Правда, честь, совесть, общее дело – вот что связывает, объединяет всех честных людей. Но есть связи не только в пространстве, но и во времени. Ты, как и все люди, связан с Прошлым. Мел, которым ты пишешь на доске, – это спрессованные до неузнаваемости ракушки, отложившиеся на дне древних океанов много миллионов лет назад. Так ты прикасаешься к далекому Прошлому, и не через что-нибудь, а сам, своими собственными пальцами. Вытирая тряпкой пальцы, ты стираешь пыль, которой миллионы лет. Ты живешь в городе или деревне, в которой люди живут пятьдесят, сто, а может быть, и тысячу лет. Многие книги, которые ты читаешь, написаны до того, как ты родился. Многие из них написали люди, которых уже нет. А их труд, их слово радуют тебя или заставляют грустить. Ты связан с прошлым через своих родителей, бабушку и дедушку. Твои предки осваивали пустыни, переплывали холодные моря, строили крепости в диких горах, превращали болота в плодоносные угодья. В тебе течет их кровь, по наследству они передавали тебе свое мужество, терпение, любовь к родной земле и стремление к правде. Может быть, ты еще не совсем понимаешь это, но со временем поймешь и передашь своим детям. Великие мудрецы говорили, что человек образованный отличается от человека дикого тем, что он знает и уважает свое прошлое. Вот почему, кем бы ты ни стал, тебе надо знать историю своего народа и историю человечества. Так ты связан с Прошлым. Но ты связан и с Будущим. Ты посадил маленький прутик, и через сто лет он превратится в могучее тенистое дерево. И все будут любоваться им, потому что нельзя не любоваться деревьями, и всем будет хорошо, и каждый невольно с благодарностью вспомнит того, кто посадил и сохранил дерево. Ни один твой поступок, ни одно твое слово не пропадут бесследно, как ничто бесследно не пропадает в Мире. Из всех поступков, мыслей и слов людей и вырастает Будущее. Ты сделал хорошее дело, и цепочка хороших дел уходит в Будущее. Сделал плохое, и будет плохо. Ты чаще всего и не можешь предположить, как все обернется. Ты помог кому-то, выручил человека из беды или просто сказал кому-то хорошее слово. Забыл про это – и правильно сделал, а из этого, как большое дерево из маленького семечка, обязательно вырастет большое доброе дело. Пройдет несколько дней или много лет, и тот, кому ты помог, с кем ты был добр, вспомнит об этом, и ему будет тепло и радостно. Потому что ничто не может доставить человеку большей радости, чем дружеское участие или доброта. И если этот человек не вспомнит о тебе, все равно доброе чувство останется у него в душе и перейдет к другим людям. Вот как повернулся у нас разговор о том, что все в мире связано друг с другом. Обрати внимание – Друг с Другом. Значит, все должны быть друзьями. А если Все со Всем Связано, то Все влияет на Все и Все Зависит от Всего. Так и в математической задачке. Если ты чего-то не учел или просто забыл, значит, ты не решишь задачу. Но даже если ты все помнишь, но не можешь найти правильных связей, сообразить, как это все связано между собой, – ты не сможешь найти решение. Так и в науке. Очень многое из того, чем занимаются ученые, – это поиски ненайденных связей, взаимоотношений. Нам намного легче и яснее станет жить, если мы будем знать, что и каким образом взаимосвязано друг с другом. Так и в жизни. Не только ты, твое настроение, твоя жизнь в большом и малом зависят от множества обстоятельств и явлений, но и ты – по этому Великому Закону – связан со всем и, следовательно, можешь воздействовать и воздействуешь на все. 1. Какими примерами из жизни вы подтвердили бы мысль о взаимосвязи людей? 2. Что такое душевная связь? 3. Как отражаются поступки людей на их судьбе и судьбе окружающих? 4. Каким образом человек связан с миром вокруг? 5. Как вы понимаете утверждение «все в мире связано друг с другом»?
Посмотреть ответВопрос: Толе би По М. Жолдасбекову Пожалуй, в каждом городе Казахстана есть то или иное упоминание о Толе би – зна менитейшем бие Казахского ханства, – будь то улица, памятник или район. Это неудивительно, ведь Толе би сыграл значительную роль в истории казахского народа и его объединении. Толе родился в 1663 г. в Жамбылской области. Он рос очень развитым и смышленым мальчиком. Его любили и уважали сверстники и взрослые за красноречие и находчивость. С 15 лет Толе уже участвовал в собраниях судей, где к его мнению прислушивались благодаря справедливости юного дарования. Находчивость, мудрость и справедливость суждений Толе би нашли признание в народе. Толе би занимал должность верховного судьи и был опорой для ханов, а народ любил его за заботу о нуждах простых людей. В те времена казахские и джунгарские ханства постоянно враждовали. Джунгары намеревались уничтожить казахский народ, а оставшихся в живых поработить. Толе би возглавил народное сопротивление захватчикам и сыграл важную роль в объединении казахов против джунгарских оков. Объединившись с батырами Кабанбаем, Богенбаем и Жанибеком, он создал единый народный фронт борьбы за свободу. Кроме того, Толе би и главные судьи Среднего и Младшего жузов Казыбек би и Айтеке би втроем помогли хану Абылаю возвыситься, для того чтобы объединить и усилить казахское ханство против джунгарских завоевателей. Толе би был одним из первых, кто приметил будущего хана Абылая. Бухар жырау так описывает встречу Толе би с мальчиком-пастухом в старой рваной одежде, с потрепанными волосами, но с острым взглядом нахохленного соколенка: юный Абылай, всегда серьезный, неулыбающийся, пас овец, когда к нему обратился Толе би: «Примечаю в тебе что-то особенное, как человек благородного происхождения выглядишь, как гордый сокол». «Без роду я и без племени, нечем похвастаться, отца, матери, отчего дома у меня нет, называйте меня как вам угодно», – ответил юный Абылай. Так и прозвал Толе би мальчика за обросшие волосы, рваную шапку и растрепанный вид – Сабалак. Мудрый Толе би, знавший толк в людях, всячески поддерживал юного Абылая, разглядев в нем будущего великого хана, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. По преданию, когда во время нашествия джунгар казахи повсеместно стали спешно покидать насиженные места, один Толе би не стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» – спрашивали у него. «В этом году ласточка поселилась наверху моей юрты. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов», – отвечал мудрый Толе. «Это поистине святой чело- век», – подивился военачальник джунгар и не тронул Толе би и его окружение. С тех пор в окрестностях Шымкента сохранилась традиция называть Толе би «Карлыгаш аулие» или «Карлыгаш би». Толе би высоко ценил роль семьи в жизни человека. Он говорил, что семья – это основа человека, она должна быть как одна воля, как один кремень. И если весь казахский народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений, а дух батыров будет вдохновлять народ к победе. Благодаря своей мудрости и справедливости Толе би пользовался большим влиянием во всех жузах. Его уважали и прославляли акыны и жырау, с ним считались бии Среднего и Младшего жузов. Прожил великий Толе би 93 года. Жизнь Толе би можно охарактеризовать его же словами: «Для народа счастье не в богатых людях, а в мудрых». В трудный для казахского народа период Толе би проявил достойные восхищения качества истинного лидера, мудрого главы народа. 1. Какую роль Толе би сыграл в истории казахского народа? 2. За какие качества народ любил и уважал Толе би? 3. Что позволило Толе би разглядеть в юном Абылае будущего великого хана? 4. Что Толе би считал самым важным для народа? 5. Почему Толе би можно назвать истинным лидером?
Посмотреть ответВопрос: Последний дюйм Дж. Олдридже Долго взбирались они по склону; Дэви тащил, а Бен отталкивался пятками, поминутно теряя сознание и медленно приходя в себя. Два раза он срывался вниз, но наконец они добрались до самолета; ему даже хотелось сесть, прислонившись к хвостовой части машины, и оглядеться. Но сидеть было сущим адом, а обмороки все учащались. - Как дела? - спросил он мальчика. Тот задыхался, изнемогая от напряжения. - Ты, видно, совсем измучился. - Нет! - крикнул Дэви с яростью. - Я не устал. Тон его удивил Бена: он никогда не слышал в голосе мальчика ни протеста, ни тем более ярости. Оказывается, лицо сына могло скрывать эти чувства. Неужели можно жить годами с сыном и не разглядеть его лица? Но сейчас он не мог позволить себе раздумывать об этом. Сейчас он был в полном сознании, но от приступов боли захватывало дух. Шок проходил. Правда, он совсем ослабел. Он чувствовал, как из левой руки сочится кровь, но не мог шевельнуть ни рукой, ни ногой, ни даже пальцем. Дэви самому придется поднять самолет в воздух, вести его и посадить на землю. - Теперь, - сказал он, с трудом ворочая пересохшим языком, - надо навалить камней у дверцы самолета. Если навалить их побольше, ты как-нибудь сумеешь втащить меня в кабину. Возьми камни из-под колес. Дэви сразу принялся за дело, он стал складывать обломки кораллов у левой дверцы - со стороны сиденья пилота… - Мы не сможем лететь, - сказал мальчик. - Ты не сможешь вести самолет. Лучше и не пытаться. - Ах, - сказал Бен с той нарочитой мягкостью, от которой ему становилось еще грустнее. - Ветер сам отнесет нас домой. Ветер мог отнести их куда угодно, только не домой, а если он задует слишком сильно, они не увидят под собой ни посадочных знаков, ни аэродрома - ничего. - Обвяжи мне грудь полотенцем, лезь в самолет, тащи, а я буду отталкиваться ногами. Бен с трудом вполз в машину, согнувшись пополам, теряя сознание. Потом он попытался сказать мальчику, что надо делать, но не смог произнести ни слова. Мальчика охватил страх. Повернув к нему голову, Бен почувствовал это и сделал еще одно усилие… - Запоминай все, что я тебе скажу. Запри свою дверцу… Он снова ушел далеко-далеко, а потом вернулся. - Придется тебе взяться за дело самому, Дэви. Ничего не поделаешь. Слушай. Колеса свободны? - Да, я убрал все камни. Дэви сидел, стиснув зубы. - Вот что надо делать, Дэви. Передвинь рычаг газа на дюйм, не больше. Сразу. Сейчас. Поставь всю ступню на педаль. Хорошо. Молодец! Теперь поверни черный выключатель возле меня. Отлично. Теперь нажми вон ту кнопку, а когда мотор заработает, передвинь рычаг газа еще немного. Стой! Поставь ногу на левую педаль. Когда мотор заработает, дай полный газ и развернись против ветра. Слышишь? - Это я могу, - сказал мальчик, и Бену показалось, что он услышал в голосе сына резкую нотку нетерпения, чем-то напоминавшую его собственный голос. - Здорово дует ветер, - добавил мальчик. - Слишком сильно, это мне не нравится. - Когда будешь выруливать против ветра, отдай вперед ручку. Начинай! Запускай мотор… Слушай дальше. Это совсем просто. Тяни ручку на себя и держи ее посередине. Если машина будет подскакивать, ничего. Замедли ход и держи прямо. Держи ее против ветра, не бери ручку на себя, пока я не скажу. Действуй, не бойся ветра… Мальчик послушно держал ручку и не дергал ее к себе. Они с трудом перевалились через дюны, и Бен понял, что от мальчика потребовалось немало мужества, чтобы от страха не рвануть ручку. Резкий порыв ветра уверенно подхватил самолет, но затем он провалился в яму, и Бену стало мучительно плохо. - Поднимись на три тысячи футов, там будет спокойнее! - крикнул он. Ему следовало растолковать сыну все до старта, ведь теперь Дэну трудно будет его услышать. Даже в забытьи Бен слышал, как тяжело дышит и вот-вот сдаст мотор. - Что-то случилось! - кричал Дэви. - Слушай, очнись! - Подыми рычаг смеси. Дэви не понял, что нужно сделать, а Бен не сумел ему это вовремя подсказать. Он неуклюже повернул голову, поддел щекой и подбородком рукоятку и приподнял ее на дюйм. Он услышал, как мотор чихнул, дал выхлоп и снова заработал. Оставшись один на высоте в три тысячи футов, Дэви решил, что никогда больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы. Только однажды за свои десять лет он похвастался, что отец его - летчик. Но он помнил все, что отец рассказал ему об этом самолете, и догадывался о многом, чего отец не говорил. Бену казалось, что от толчков его тело пронзают и разрывают на части ледяные стрелы; во рту пересохло, он медленно приходил в себя. Взглянув вверх, увидел пыль, а над ней тусклое небо. - Дэви! Что случилось? Что ты делаешь? - закричал он сердито. - Мы почти прилетели, - сказал Дэви. - Но ветер поднялся выше, и уже темнеет. - Что ты видишь? - спросил отец. - Аэродромы и здания Каира. Вон большой аэродром, куда приходят пассажирские самолеты. Качка и толчки оборвали слова мальчика. - Не теряй из виду аэродром! - крикнул Бен сквозь приступ боли. - Самолет не хочет идти вниз, - сказал Дэви. Глаза его расширились и, казалось, занимали теперь все лицо. -Выключи мотор. - Выключал, но ничего не получается. Не могу опустить руку. - Потяни рукоятку, - сказал Бен, подняв голову вверх, где была рукоятка. Дэви пришлось привстать, чтобы дотянуться до рукоятки на колесе и сдвинуть ее вперед. Нос самолета опустился, и машина перешла в пике. - Выключи мотор! - крикнул Бен. Дэви убрал газ, и ветер стал с силой подбрасывать самолет вверх и вниз. Поднять самолет в воздух и вести его не так трудно. Посадить же на землю - вот задача. Бен приподнял, насколько смог, голову и увидел, как приближается земля. - Левей! - крикнул он. - Все в порядке, Дэви. Ты справишься. Жми ручку вниз. - Я врежусь в самолет. Бен с усилием открыл глаза и кинул взгляд поверх носа машины, качавшейся вверх и вниз; до большого «ДС-4» оставалось всего двести футов, он преграждал им путь, но шел с такой скоростью, что они должны были разминуться. Да, они разминутся. Бен чувствовал, что Дэви в ужасе потянул ручку на себя. - Нельзя! - крикнул он. - Гни ее вниз… Нос самолета задрался, и они потеряли скорость. Если потерять скорость на такой высоте да еще при таком ветре, их разнесёт в щепы. Бен знал, что приближается последний дюйм и все в руках у мальчика… Оставалась минута до посадки. - Шесть дюймов! - кричал Дэви отец; язык его словно распух от напряжения и боли, а из глаз текли горячие слезы. - Шесть дюймов, Дэви!… Стой! Еще рано, еще рано… - плакал он. На последнем дюйме, отделявшем их от земли, он все-таки потерял самообладание; им овладел страх, он не мог больше ни говорить, ни кричать, ни плакать… Вдруг он ощутил, что слегка приподнялся нос самолета, услышал громкий рев еще не заглохшего мотора, почувствовал, как, ударившись колесами о землю, самолет мягко подскочил в воздух, и настало томительное ожидание. Но вот хвост и колеса коснулись земли - это был последний дюйм. Ветер закружил самолет, он забуксовал и описал на земле круг, а потом замер, и наступила тишина. Ах, какая тишина и покой! Он слышал их, чувствовал всем своим существом, он вдруг понял, что выживет, - он так боялся умереть и совсем не хотел сдаваться. - Ну как, Дэви? - робко спросил отец сына. - Здорово было, а? Дэви кивнул. Бен знал: мальчуган вовсе не думает, что было здорово, но придет время, и он поймет. Когда-нибудь мальчик поймет, как было здорово. К этому стоило приложить руки. Им обоим нужно время. Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь - вся жизнь, которую подарил ему мальчик. 1. В какую экстремальную ситуацию попали Бен и Дэви? 2. Какие качества помогли Дэви справиться с трудностями? 3. Как вы думаете, что открыл Бен в Дэви? 4. Почему важно не сдаваться даже в исключительно трудных ситуациях? 5. Как вы думаете, в чем главная сила возможностей каждого человека?
Посмотреть ответВопрос: Как вы понимаете слова: «Каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске»? Дар великого колумбийца Великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес уходит из общественной жизни - обострение рака лимфатических желез. Многочисленным друзьям по всему свету он адресует это прощальное письмо. Один из последних даров миру прекрасного человека и подлинного мастера. «Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю; я бы больше думал о том, что говорю. Я бы ценил вещи не по их стоимости, а по их значимости. Я бы спал меньше, мечтал больше, сознавая, что каждая минута с закрытыми глазами - это потеря шестидесяти секунд света. Я бы ходил, когда другие от этого воздерживаются, я бы просыпался, когда другие спят, я бы слушал, когда другие говорят. И как бы я наслаждался шоколадным мороженым! Если бы Господь дал мне немного жизни, я бы одевался просто, поднимался с первым лучом солнца, обнажая не только тело, но и душу… Боже мой, если бы у меня было немного жизни… Я не пропустил бы дня, чтобы не говорить любимым людям, что я их люблю… Я бы жил в любви с любовью. Ребенку я дал бы крылья и научил бы его летать. Пожилых я бы научил тому, что смерть приходит не от старости, но от забвения. Как многому я научился у вас, о люди ... Я узнал, что каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске. Я понял, что когда новорожденный впервые сжимает отцовский палец в своем крошечном кулачке, он хватает его навсегда. Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз, лишь когда он должен помочь ему встать на ноги. Я так многому научился от вас, но, по правде говоря, от всего этого немного пользы, потому что, набив этим сундук, я, к несчастью, умираю…» После этого письма великий писатель прожил еще более 20 лет… Он ушел из жизни 17 апреля 2014 года. По материалам СМИ
Посмотреть ответВопрос: В чем заключается истина Чокана Валиханова? Почему важно всегда оставаться человеком? Приведите примеры проявления истинной человечности из жизни ваших земляков. Человек с открытой душой По А.Садыкову Где кроется источник нравственности человека? Этот вопрос волновал многих мыслителей. Об этом размышляли восточные философы и просветители. Каждый из мыслителей прошлого своим путем приближался к истине, их всех объединяла одна цель - указать путь к достижению счастья. И их всех объединяло понимание истины и счастья как основы духовного совершенствования человека. К их числу относится Чокан Валиханов - выдающийся просветитель-демократ, крупный ученый, неутомимый путешественник, этнограф и великолепный фольклорист. Служить будущему своего народа было его мечтой. Чокан Валиханов считал, что становление духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. По его мнению, многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - все это становится частью его судьбы. Валиханов имел необычайно широкий круг общения, легко сходился с людьми. В дружбе он сохранял верность, во взаимоотношениях искренность. Его характеризовали как человека с широкой и открытой душой. В своих письмах к Чокану Ф. М. Достоевский писал: «Вы первый казах - образованный по-европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходным человеком, дав Вам душу и сердце». Вспоминая о годах, проведенных в кадетском корпусе, Григорий Потанин пишет: «Весь эскадрон стал обращаться к нему за советом в делах особо тонких и щепетильных, в вопросах чести. Никто лучше его не мог рассудить спорщиков и дать правильный совет». Так Чокан Валиханов всегда следовал принципу «при любых обстоятельствах оставаться человеком», в своих поступках он следовал собственной природе. Он считал, что истина заключается в том, чтобы «жить в соответствии с благой мыслью, благим словом и благим делом».
Посмотреть ответВопрос: Прочитайте завет Шакарима Кудайбердиева. Объясните, как вы понимаете каждое их перечисленных им качеств. Сопоставьте их с темой урока. Шесть благодеяний должен знать каждый: Чувства меры, доброты, чести, стыда, терпения и осторожности. Будешь ненасытным, без милосердия, чести и стыда, Незачем существовать в этом мире…
Посмотреть ответВопрос: Почему, по мнению автора, каждому человеку важно ценить настоящий момент? Дар великого колумбийца Великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес уходит из общественной жизни - обострение рака лимфатических желез. Многочисленным друзьям по всему свету он адресует это прощальное письмо. Один из последних даров миру прекрасного человека и подлинного мастера. «Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю; я бы больше думал о том, что говорю. Я бы ценил вещи не по их стоимости, а по их значимости. Я бы спал меньше, мечтал больше, сознавая, что каждая минута с закрытыми глазами - это потеря шестидесяти секунд света. Я бы ходил, когда другие от этого воздерживаются, я бы просыпался, когда другие спят, я бы слушал, когда другие говорят. И как бы я наслаждался шоколадным мороженым! Если бы Господь дал мне немного жизни, я бы одевался просто, поднимался с первым лучом солнца, обнажая не только тело, но и душу… Боже мой, если бы у меня было немного жизни… Я не пропустил бы дня, чтобы не говорить любимым людям, что я их люблю… Я бы жил в любви с любовью. Ребенку я дал бы крылья и научил бы его летать. Пожилых я бы научил тому, что смерть приходит не от старости, но от забвения. Как многому я научился у вас, о люди ... Я узнал, что каждый хочет жить на вершине горы, не догадываясь, что истинное счастье ожидает его на спуске. Я понял, что когда новорожденный впервые сжимает отцовский палец в своем крошечном кулачке, он хватает его навсегда. Я понял, что человек имеет право взглянуть на другого сверху вниз, лишь когда он должен помочь ему встать на ноги. Я так многому научился от вас, но, по правде говоря, от всего этого немного пользы, потому что, набив этим сундук, я, к несчастью, умираю…» После этого письма великий писатель прожил еще более 20 лет… Он ушел из жизни 17 апреля 2014 года. По материалам СМИ
Посмотреть ответВопрос: Семь чудес Казахстана По Б. Аягану У каждого народа существуют свои «чудеса» – сокровища культурного наследия. В этих культурных сокровищах народ рассказывает о себе и о том, что он сумел узнать и понять, разгадать и почувствовать. К сокровищам культурного наследия казахского народа относятся семь наиболее ярких явлений: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Хожи Ахмета Ясауи, подземные мечети Мангыстау, Байтерек. Урочище Тамгалы В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. лет до н. э.). 4500 петроглифов (наскальных изображений) изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущелье представляет собой поистине древнюю художественную галерею, в которой номады1 запечатлели свое понимание мира и человека в нем. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО. Золото человек В полевой сезон 1969 – 1970 годов казахский археолог Бекмуханбет Нурмухан- бетов исследовал предгорья Семиречья. На берегу реки Иссык он обнаружил богатейшее захоронение, которое вошло в мировую науку под названием «Золотой человек». Облачение сакского воина продемонстрировало всему миру знания и культуру древних кочевников, которые размышляли о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о борьбе добра и зла в нем. Домбра Домбра – древний уникальный инструмент. Ни один из инструментов не может соперничать по популярности с домброй, ни один из них не окружен той любовью и почитанием, которыми пользуется домбра. Только на домбре исполняется огромное количество кюев, которые стали неотъемлемой частью духовной культуры казахского народа. В народе говорят, что она может передать все, что на душе у человека. Но чтобы запела домбра, человеку самому нужно постичь душу этого инструмента. Подземные мечети Мангыстау Земля Мангыстау – это археологический заповедник древнейшей цивилизации, музей под открытым небом. В нем 11 000 исторических памятников взяты под государственную охрану. Это страна тысячи наскальных поэм-рисунков, край уникальных сооружений и мечетей, возведенных предками (Бекет ата, Шакпак ата, Шопан ата, Масат ата и др.). Эти сооружения есть оставленное в наследие потомкам зримое воплощение древней духовной культуры нашего народа, вобравшей в себя самые прогрессивные идеи Востока и Запада. Тысячелетие назад по земле Мангыстау проходил Великий Шелковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Открыв мир, наши предки сумели остаться самими собой, сохранить свою культуру, традиции и обычаи. Мавзолей Ходжи Ахмет Ясауи Самая главная достопримечательность Туркестана – мавзолей Хожи Ахмета Ясауи (1094–1166). Он возведен еще в XIV–XV веках в честь исключительно почитаемого на Востоке духовного лидера тюркских народов, видного представителя тюркоязычной суфийской поэзии. В своем знаменитом цикле «Дивани хикмат» («Сборник мудрых высказываний») Хожа Ахмет Ясауи изложил систему нравственных правил того времени, поведал о своих размышлениях о доброте, терпении, справедливости. В июне 2003 года мавзолей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Казахская юрта Юрта – один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространенного в среде кочевых народов. Во все времена это было практичное и удобное жилье. Воспринимавшие природу, Вселенную как естественное жилище, древние кочевники создавали свой собственный дом по тем же законам. Казахская юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает от потоков проливных осенних ливней. Обустраивание жилого пространства в соответствии с законами мироздания – вот ценные знания, оставленные нам нашими предками. Благодаря им юрта стала символом родины и древней культуры народа. Байтерек «Байтерек» означает Дерево жизни, которое растет у Мировой реки на стыке миров. Корни Дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. По преданию, каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножия. Символически это означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла. Для казахстанцев Байтерек – символ молодого, растущего государства. Государства, которое из прошлого протянуло и сохранило свои исторические корни, имеет прочный развивающийся ствол в настоящем. Крона же, на которой вырастут плоды, устремлена к будущему процветанию. 1. Почему эти явления культуры названы чудесами? 2. Какие из перечисленных явлений культуры казахского народа вам знакомы? 3. Какие еще «чудеса» Казахстана вы можете назвать
Посмотреть ответВопрос: Вставьте пропущенные слова и запишите высказывания. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать … . П. Чехов Любовь – это бесценный … . Это единственная вещь, которую мы можем… и все же она у тебя … . Л. Толстой Если … идет – земле изобилие, если хороший … рождается – народу изобилие. Казахская пословица Жизнь дана на добрые … . Русская пословица Слова для справок: подарить, изобилие, дождь, дар, добро, останется, дела, человек.
Посмотреть ответВопрос: Прочитайте высказывания. Какое значение придают авторы истине в жизни человека? Истиной веет ветер, истиной сияет солнце, истина - основание речи, все основано на истине. Древнеиндийская мудрость В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна. Петрарка Истина была единственной дочерью времени. Леонардо да Винчи Истина так нежна, что чуть только отступил от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине. Паскаль Стремление к истине - единственное занятие, достойное героя. Джордано Бруно
Посмотреть ответ