Вопрос:
Прочитайте легенду о домбре и выполните задания. Определите тип и стиль речи.
Давно это было. Ещё когда домбра была четырёхструнной.
Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего мира как Чингисхан. У него был старший сын по имени Джучи.
Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчинённые. Тогда жизнь кочевников заключалась в завоеваниях чужих земель. Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана.
Однажды с охоты не вернулся его любимый сын Джучи, и хан послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе. В те годы у тюрков существовал закон: за хорошую «красную» весть щедро награждать, а за плохую «чёрную» – жестоко наказывать.Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но всё было напрасно.
И тогда пришёл к хану старый акын. Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «О, великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбру, и ты узнаешь о судьбе своего сына». И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярён и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть. Долго ещё пела домбра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слёзы у жестокого властелина. И повелел тогда старый хан казнить домбру. И плеснули на неё из ковша раскалённый свинец. Застонала домбра, в последний раз прозвенели её струны. И две из четырёх струн, не выдержав боли, лопнули. С той поры у домбры осталось только две струны, но она по-прежнему поёт. («Мифы и легенды казахского народа»)
Ответ:
Вопрос: Составьте связный текст, используя слова, данные ниже, и озаглавьте его. Определите жанр получившегося текста. Представьте текст своим одноклассникам. Если у вас остались неиспользованные слова, объясните, почему вы не сумели ими воспользоваться. Слова для справок: композитор, маэстро, концерт, искусство, рок-концерт, опера, известный, дирижёр, мелодия, сочинять, ноты, симфония, пьеса, публика, концертный зал, инструмент, скрипка, чувство, вдохновение, исполнять, посвятить, счастливый, атмосфера, произведение, запись, скачивать, живой звук, скрипичный ключ, пение.
Посмотреть ответВопрос: Определите тип текста.
Посмотреть ответВопрос: Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений и обстоятельств. 1. Теории физиков, которые появились и распространяющиеся очень быстро, могут быть опасны. 2. Учёные готовятся ответственно к презентации открытия, приехавшие на симпозиум. 3. Современные открытия, которые сделавшие эти методы эффективными, выгодны для человека. 4. Наблюдая за опытами, мне было спокойно. 5. Посещая конференции, он напишет статью о новейших достижениях.
Посмотреть ответВопрос: Сколько медалей завоевала сборная Казахстана на олимпиаде в Рио-де-Жанейро? – Ваше мнение, за счёт чего нужно побеждать? – В первую очередь, за счёт боксёрского интеллекта, а второе – это полная отдача себя своей работе. – На Олимпиаде в Рио вы стали первым боксёром из Казахстана, выступавшим в весе до 91 килограмма. Это как-то давило на вас? – Нет, никак не давило. Я вообще об этом не думал. – Кто из знаменитых боксёров мира, побеждавших в этой весовой категории, для вас является примером? Мухаммед Али, например, или кто-то другой? – Честно, у меня кумиров нет. – Многие, кто смотрел финальный бой на Олимпиаде, считают, что победу у вас украли. Сейчас, когда страсти остыли, что вы сами скажете об этом? Вы видели видео боя? – Я не вправе судить о том, кто победил. Не подняли руку – значит, я не победил. Когда тебе подняли руку, ты выиграл, а когда нет – выходит, ты не всё сделал для победы. Значит, надо продолжать работать, чтобы выиграть. – Что двигало вами, когда вы просили болельщиков не освистывать Тищенко? – Я отвечаю за себя, за свои действия. Во-первых, боксёрская солидарность, мне было бы неприятно, если бы меня освистывали. – Вы как-то сказали, что одной из прочитанных книг была «Божественная комедия». Согласны с тем, что «сам человек: лишь он – источник бед»? – Полностью согласен. Источник бед – лишь сам человек. – Насколько близка вам другая цитата из этой книги: «Поверь – когда в нас подлых мыслей нет. Нам ничего не следует бояться. Зло ближнему – вот где источник бед. Оно и сбросит в пропасть, может статься»? – Конечно, близко это выражение, оно призывает быть милосердным, прощать людям многое.
Посмотреть ответВопрос: Граница между шумом и музыкой субъективна: люди, которые любят классику, называют шумом поп-музыку, и наоборот – те, кто любит лёгкую музыку, воспринимают академические произведения как непонятный шум. Если мы представим себе оба типа звуков на плоскости, то музыкальный звук, тон, будет выглядеть как строго периодическое колебание, а шум – хаотически. В природе же шум и звук соседствуют друг с другом; только человек их классифицирует. Ближе к XIX веку, в эпоху романтизма, шумовые звуки начинают внедряться в европейскую классическую музыку как музыкальные краски. К началу XX века художники-новаторы увидели в шуме возможность общения с окружающим миром для современного человека. С середины 1920-х годов уже даже в среде школьников, пионеров большую популярность приобрели шумовые оркестры, где зазвучал весь окружающий быт. В начале 1930-х годов, с приходом звукового кино, эксперименты с шумами появляются и в кинематографе. Одновременно на Западе возникает экспериментальная музыка – много рефлексирующая на тему шума. Продолжившись уже после войны в Мекке современных авангардистов – германском Дармштадте, эти эксперименты привели даже к своего рода табу на традиционные музыкальные звуки: из инструментов стали извлекать любые звуки, кроме собственно музыкальных. ..., движение смычка поперёк струны заменяется движением смычка вдоль струны или же сам смычок заменяется куском пенопласта; используются различные части инструмента для извлечения разного рода шумов и так далее. Различия между инструментами и не инструментами стали стираться, и весь мир стал своего рода инструментом. Любой звук (в том числе и шумовой) для музыканта стал просто-напросто средством выразительности. (По П. Айду и Г. Кротенко) Основная идея текста. А. Человек может различать звуки и шумы. В. Граница между шумом и музыкой начинает стираться. С. Любой звук является средством выразительности. Д. Никакая комбинация шумов не может дать музыкальный звук. Е. Шум и звук в природе всегда соседствуют.
Посмотреть ответВопрос: Химию я полюбил. Это была настоящая первая любовь. …, она может и не быть последней, но всегда оставляет след на всю жизнь. Какой я видел мою избранницу химию? Не скрою, это великолепная область знания, – техники и науки,– без химии современное общество немыслимо. Химия позволяет превращать в полезные для человека вещества, материалы и продукты, всё добытое из недр земли сырьё: руда превращается в сталь, глина – в сверкающий алюминий, минералы – в минеральные удобрения. Из угля и нефти получаются ценнейшие продукты для производства искусственных волокон, красителей, физиологически активных веществ. Химия окружает нас повсюду – она в одежде, лекарствах, химическим путём начинают получать даже пищу. Как автор относится к химии? А. С любовью. В. С интересом. С. С безразличием. D. С юмором.
Посмотреть ответВопрос: Воззрения славян на природу Облака, несущие дождь, издревле представлялись народному воображению небесными колодцами и реками. Холодная зима, забирая их в свои оковы (подобно тому, как сковывает она льдом земные источники), запирает священные воды, – и вместе с тем всё кругом дряхлеет, замирает, земля одевается снежным саваном, словно собирается умереть. Весной солнце, а может быть, молот могучего Перуна разбивали эти крепкие оковы и отворяли пути дождевым потокам; омывая землю, они возвращали ей силу плодородия, как бы воскрешали от зимней смерти к новой жизни. Не в те ли стародавние времена зародилось верование, что дождевая вода, особенно весенняя, обладает целительной силой, дарует красоту и чадородие: больным давали пить дождевую воду как лекарство или советовали купаться в ней. Тогда и возник миф, общий для всех индоевропейских народов, о живой воде: она исцеляет раны, наделяет тело крепостью и даже возвращает саму жизнь. В народных сказках её также называют сильной или богатырскою водою – это напиток могучих богатырей. Считали, что мёртвая вода соединяет ткани, а живая – воскрешает. Если убитого полить сразу живой водой, он, конечно, откроет глаза, но останется раненым и тотчас вновь умрёт. В волшебных сказках живую и мёртвую воду приносят Град, Гром и Вихрь или птицы, воплощающие эти стихии, – Орёл, Сокол, Ворон. В древние времена славяне называли живыми воды, текущие из родников. Кроме того, живая вода исцеляет слепоту, возвращает зрение, подобно тому, как весенний дождь проясняет небо и очищает простор солнечному оку. (А. Афанасьев) Укажите значение слова «путь» во втором абзаце текста. A. Направление, маршрут. B. Место, линия в пространстве. C. То же, что дорога. D. Направление деятельности, развития чего-нибудь. E. Путешествие, поездка.
Посмотреть ответВопрос: Какую информацию можно устранить без ущерба для понимания текста? Но отчего одни дети и подростки, имея свободу, раскованны, а другие распущенны? Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведёт не та свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием. Ребёнка и подростка развивает не свобода, а собственное действие по добыванию свободы, самоосвобождение. Достичь подлинной самостоятельности можно только самоосвобождением. Ребёнок и на свет появляется сам – самоосвобождением. Запомним это слово, быть может, относительно новое для вас и редкое в педагогических книгах, – самоосвобождение. Когда ребёнка оставляют без внимания, без надзора, без влияния взрослых, короче говоря, без воспитания, когда он растёт вроде беспризорного, – он борется за себя в компании сверстников, на это уходят все его силы, и он вырастает духовно бедным человеком (хотя возможны, конечно, и исключения). Когда ребёнку приходится освобождаться от опеки родителей, когда он борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа не дают толчка для развития. Подросток добывает внешнюю независимость, внешнюю свободу – чтобы сменить её на зависимость от сверстников. Для него свобода – лишь разменная монета: здесь добыл, там продал. Самоосвобождения не происходит. Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника. Одно дело – освобождаться от мелочных родительских запретов, другое – от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей.
Посмотреть ответВопрос: Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Объясните, почему. 1. Птицы – что это за существа? Бесспорно из всех животных птицы относятся к высшим позвоночным они самые красивые и самые сладкоголосые они вызывают наибольшее восхищение их больше всего изучают и больше всего охраняют. 2. Из всех певчих птиц пожалуй самая близкая к человеку птица – скворец. 3. Может вместо зимы на полях лебеди сели на луг? 4. Эта маленькая птичка с большой головой и большим клювом казалось дремала. 5. Пёс мой мог бы кажется почуять птицу и под землёй. 6. Самые большие яйца как и следует ожидать откладывают страусы.
Посмотреть ответВопрос: Ознакомьтесь с газетной статьей. Озаглавьте её. Ответьте на вопросы: 1. Как отнеслись волки к ребёнку? 2. Известны ли вам другие случаи воспитания детей животными? 3. Кто написал сказку «Маугли»? 4. Как вы понимаете последнюю фразу Джумы? Он бежал по раскалённой пустыне с мамой, папой, братьями и сёстрами – всем большим семейством. Знал ли он, что это был его последний день счастья? Свободу и близких он потерял одновременно. Стая металась. Сверху её отстреливали люди на вертолёте. Не пощадили и волчат – малышей. Позже геологи сказали, что увидели ребёнка среди волков и потому уничтожили стаю. Сообщение о том, что геологами был найден пятилетний малыш, воспитанный в стае волков, когда-то вызвало настоящую сенсацию. Это была первая такая находка в СССР. В мире было тогда известно всего несколько десятков случаев, когда малышей воспитывали животные – обезьяны, медведи, дикие козы и собаки, пантеры, леопарды… Но чаще – волки. Ни одно животное не обладает качествами, какие есть у волков. Познакомиться с мальчиком приезжали журналисты крупных изданий даже из Москвы – из газеты «Московский Комсомолец», журнала «Огонёк», Центрального телевидения – телепрограммы «Взгляд»… Правда, ничего умнее журналисты не придумали, как привезти Джуму Джумаева (так назвали туркменского Маугли) в зоопарк и показать ему семейство волков. Влад Листьев рассказывал, что ребёнок пришёл в невероятное возбуждение, долго не мог говорить. Порывался в клетку с волками. В результате, когда зрители увидели его на экране, Джума говорил о том, что волки отнеслись к нему как люди, дав ему пищу и кров, а люди отнеслись к нему как звери, истребив его «семью». (По материалам печати)
Посмотреть ответ