Вопрос:
Прочитайте текст. Найдите фразеологизмы.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
– Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
– Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:
– Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
– Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
– Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.
– А вот такие, – сказал дежурный. – Слушайте! Откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами?
(Н.Сладков)
Ответ:
Вопрос: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Поставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Пр..под..ватель географии предл..жил нам изучать пр..роду родного края. В нашем районе нет непр..ступных гор непроходимых болот но есть пр..лестные уголки бе..пр..дельные дали места, связанные с пр..даниями о славном прошлом родной земли. Сопр..к..сновение с пр..родой всегда пр..красно! В лесу мы соб..раем р..стения подб..раем пр..чудливые корни д..ревьев не пр..небрегаем ш..шками, пёрышками потому что это пр..го- дится нам для игрушек на ёлку. (По А.Хазановой)
Посмотреть ответВопрос: Спишите предложения. Найдите прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Укажите их формы и подчеркните как члены предложения. 1) С самого обеда две тучи, одна другой чернее, сошлись посередине неба и долго стояли на одном месте. (С.Аксаков) 2) Самые сильные челюсти (по отношению к размеру зверя) у пятнистой гиены. Она может разгрызть самые старые, самые крепкие кости. (М.Молюков) 3) Свежее, ароматнее стали луга и леса, громче, веселее запели птицы. (С.Аксаков) 4) А есть враги пострашнее, те прямо на человека нападают. Враги эти – комары. (В.Бианки)
Посмотреть ответВопрос: Составьте и запишите план текста. В 1782 году на окраине итальянского города Генуя родился мальчик, которого назвали Никколо. Природа наделила его правильными чертами лица. Отец мальчика Антонио, человек с тяжёлым, властным характером, любил играть на мандолине. Однажды Антонио, играя, услышал голос своего четырёхлетнего сына: «Папа, ты в этом месте фальшивишь». От жены он не раз слышал, что Никколо неравнодушен к музыке. Отец протянул мандолину сыну, и мальчик сыграл без всякой ошибки. Антонио купил для Никколо скрипку, и сам начал учить его игре на мандолине, а затем на скрипке. Отец строго наказывал его, запирая на несколько часов в комнате, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Антонио понял, что способности сына могут принести немалые деньги, и нанял для него учителей музыки. Учителя признавали в мальчике талант. Как-то парижский купец, большой любитель музыки, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Мальчик открыл ноты и сыграл с них без единой ошибки. Так он стал владельцем стоившей больших денег скрипки, с которой до конца жизни не расставался. В восемь лет Никколо сочинил концерт для скрипки, а в одиннадцать лет дал свой первый публичный концерт. Публика была восхищена его виртуозной игрой. Вскоре он был признан самым искусным в мире скрипачом. Это звание сохраняется за Паганини до сих пор. Прошло несколько лет, и похожий на ангела мальчик стал молодым человеком. Паганини стал гастролировать по городам Италии и Европы. Слушатели в зале с большим нетерпением ждали, когда на сцену выйдет талантливый скрипач. И вот он, худой настолько, что на нём чёрный фрак болтался, как на вешалке, торопливым шагом ступал на сцену, брал в руки скрипку и начинал свою игру. В это время он сливался с музыкой. Он становился её частью, а она – его. Весь организм музыканта приспосабливался к игре на скрипке, всё работало на музыку! В исполнительском искусстве скрипач переступал грани возможного и невозможного. Никто, кроме Паганини, не мог играть на одной струне, как на четырёх, и на четырёх, как на одной. Скрипка Паганини выводила трели, не отличимые от пения птиц. Нетрудно представить, что делалось в зале, когда выступал Паганини. Стоило ему извлечь из скрипки первые звуки волшебной красоты, как все тотчас забывали нескладную фигуру музыканта: перед ними представал совершенный человек, соединивший в себе дивный дар и неотразимое обаяние. Однако в жизни Паганини не везло. Он не ладил со своим отцом, который смотрел на сына как на источник доходов. Не везло ему и в личной жизни. Но самой главной проблемой музыканта было здоровье. Болезни преследовали Никколо всю жизнь. Часто во время выступлений у него начинались сильные боли в почках или в искривлённом позвоночнике. Но со сцены он не уходил. И при этом в зале никто не знал, что чудо его игры одновременно есть крик боли и страдания. Паганини год от года физически слабел. Он часто терял сознание. Его некогда красивое лицо покрылось морщинами и грубыми складками. Болезнь не щадила его. Никколо Паганини скончался 27 мая 1840 года, оставив после себя имя великого скрипача и композитора.
Посмотреть ответВопрос: Найдите в тексте фразеологизмы и раскройте их значение. Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка - мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой. - Смотри, Бум, - шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти. Послышался звон... Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо. Из кухни послышались быстрые шаги. - Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: - Это ты? Колени у меня дрожали, язык заплетался. - Это... это... Бум! - Бум? - Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум? Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него. - Как же он разбил? Уши мои горели. Я развёл руками: - Он немножечко подпрыгнул... и лапами... Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор. - Он будет жить в будке, - сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку. Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери. - Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: - Ты очень испугался? Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай. - Ты очень испугался? - повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею. - Если ты... нечаянно, - медленно начала она. Но я перебил её, торопясь и заикаясь: - Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его, пожалуйста! Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала. - Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке. Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа... (По В.Осеевой)
Посмотреть ответВопрос: Определите, на месте каких цифр в данных предложениях должны стоять запятые. Вода (1) и небо ещё были светлыми (2) а на землю уже наползали сумерки. На далёком берегу переливались огоньки (3) и за деревьями загорелись лампочки. (В.Крапивин) 1) 1, 3 2) 1, 2 3) 1, 2, 3 4) 2, 3
Посмотреть ответВопрос: Найдите в данном отрывке из стихотворения И.Сурикова устаревшие слова. Историзмами или архаизмами они являются? Можете ли определить их значение? В случае затруднения обратитесь к Толковому словарю в конце учебника. В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт. Матушка за прялкой Молча лён прядёт. Избу освещает Огонёк светца; Зимний вечер длится, Длится без конца.
Посмотреть ответВопрос: Определите тип речи. У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды – повыше, на кустарниках; дупляные птицы – дятлы, синички, совы – ещё повыше, на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться этажами, у них каждая порода живёт непременно в своём этаже. Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут. Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает. У берёзы же кора не падает, и умершее дерево долго стоит, как живое. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и упадёт. Так пришли мы к полянке с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнёздышком вывалились из дупла. Голые птенцы раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червяков, дали им перекусить. Они ели, глотали и опять пищали. Очень скоро прилетели родители: гаечки-синички, с белыми пухлыми щёчками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях. – Здравствуйте, дорогие, – сказали мы им, – вышло несчастье; мы этого не хотели. Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге. – Да вот же они! – показывали мы им на гнездо на земле. – Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас. Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спускаться вниз и выйти за пределы своего этажа. – А может быть, – сказали мы друг другу, – они нас боятся? Давай спрячемся. И спрятались. Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались. Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскрёбах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез. – Ой-ой-ой, – сказал мой спутник, – ну какие же дурачки! Жалко и смешно: такие славные, и с крылышками, а понять ничего не хотят. Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков. (По М.Пришвину)
Посмотреть ответВопрос: Выпишите словосочетания «глагол + существительное в винительном падеже без предлога». Каким членом предложения являются эти существительные? 1) Холодные ручьи бегут по улицам и перекатывают груды морских ракушек. (К.Паустовский) 2) Сорванные листья можно было растереть пальцами в порошок. (К.Паустовский) 3) Деревья разносят свои густые кроны высоко, чтобы дать место и траве, и кустам, и зверям. (Л.Яхнин) 4) Некоторые виды летучих мышей улетают осенью на юг и там проводят зиму в спячке. (Н.Плавильщиков)
Посмотреть ответВопрос: Приведите примеры существительных с указанными ниже суффиксами и запишите их. Определите, какие образовались слова: одушевлённые или неодушевлённые. От каких суффиксов образуются и одушевлённые, и неодушевлённые существительные? -изн-, -к-, -ств-, -ниц-, -ик-, -ость, -ушк-, -ец, -ист, -ени-.
Посмотреть ответВопрос: Укажите в следующих словах признаки заимствования. Циркуль, гамма, люстра, форма, кедр, пюре, поэзия, станция, эпоха, батальон, джунгли, бюро, оазис, схема, масса, операция, поэт, арена.
Посмотреть ответ