Вопрос:
Подберите синонимы к слову неукротимо. С двумя-тремя из них составьте предложения.
Ответ:
Вопрос: «Не нужный я никому человек», - думал Тихон, и сознание этой ненужности было страшнее всего, что он до сих пор перенёс в жизни». Что имел в виду Тихон? Выразите свои мысли письменно.
Посмотреть ответВопрос: Найдите в тексте «Ичери-шехер» однокоренные слова к слову зодчество. Баку - город с современным европейским лицом и загадочной душой древнего Востока. Он возник в глубокой древности на холме, у самого моря, и следы этой древности сохранились до наших дней. Город впервые упоминается в византийских летописях V века. Археологические раскопки указали, что поселение здесь было ещё в бронзовом веке, однако настоящая слава городу пришла только в период раннего Средневековья, начиная с IX века. Именно в этот период правили этими землями Ширваншахи, правители средневекового государства Ширван. В самом центре Баку находится «город в городе», обнесённый крепостной стеной - Ичери-шехер. «Бакинский акрополь», «Старый город», «Внутренний город» - как только не величают этот уникальный исторический ансамбль, расположенный прямо в центре Баку. Город разросся, и в XII веке по всему периметру его обнесли крепостными стенами. Поэтому Ичери-шехер часто называют ещё и крепостью. Следует отметить, что Баку в ХVII-ХIХ веках не выходил за пределы Старого города. Здесь располагались и дворцы правителей, и жилые кварталы. С 1747 по 1806 годы здесь находилась столица Бакинского ханства. Лишь после начала нефтяного бума город, разрастаясь2, выходит за крепостные стены. В крепости сохранилось большое количество памятников, иллюстрирующих почти все периоды развития азербайджанского средневекового зодчества. Сохранился минарет мечети Мухаммеда, известный, как Сынык-кала («Разрушенная башня»). Эту мечеть в 1078 году возвёл зодчий Мухаммед ибн Абу Бакр. Это самый ранний документально датируемый памятник мусульманской архитектуры, причём не только Баку и Апшерона, но и всего Азербайджана. Но главная достопримечательность крепости - дворец Ширваншахов, расположенный на верхнем парадном дворе Крепости. Здесь всё будит воображение: и узкие окна, напоминающие бойницы, и каменные изваяния животных, и даже темница, которая видна через решётку сверху. Хотя время сооружения дворца точно не установлено, предполагают, что он был построен в XV веке, когда Ширваншахи перенесли свою столицу из Шамахы в Баку. Внешний вид здания с простым входным порталом, гладкими стенами без всякой декоративной обработки, орнамента или надписей не создаёт впечатления1 дворца, что отличает его от возведённых в ту же эпоху на Ближнем Востоке пышных дворцов. В главном корпусе дворца имеется более 40 комнат различной величины. Среди них самое большое впечатление производит восьмигранный зал с массивными стенами, нишами со стрельчатыми арками, покрытый каменным куполом. Он был предназначен для аудиенций и назывался «ханское сидение». Почти во всех дворцах Ближнего Востока были специальные помещения для приёма послов, посетителей и заседаний. Они именовались «Диван-хане» (государственный совет). Диван-хане Ширваншахов - один из лучших памятников архитектуры Азербайджана. В нижнем дворе Крепости расположена Шахская мечеть, построенная в начале XV века. Она имеет два входных портала: один со стороны двора, для посетителей, а второй - для живших во дворце шаха и его близких. Рядом с Шахской мечетью расположено здание усыпальницы Ширваншахов - тюрбе. Над входом в неё надпись сообщает, что усыпальница была сооружена Ширваншахом Халилуллой для его матери и сына в 839 год хиджры (1435-1436). Позднее в здании усыпальницы размещалось медресе, а сейчас - музей. В восточной стене Крепости был сооружён портал «Ворота Мурада». Они были построены во время пребывания в Баку турок. Мавзолей Дервиша расположен в южной части двора. Дворцовый ансамбль в Баку - наиболее своеобразный и совершенный памятник, архитектура которого воплощает лучшие черты художественного стиля своей эпохи. Во дворце открыт историко-архитектурный музей, один из самых богатых в Баку. С 1977 года комплекс Ичери-шехер получил статус историко-архитектурного заповедника, а с 2000 года включён в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО .
Посмотреть ответВопрос: «Три залога (ценности) оставили нам мудрые предки, и я завещаю их вам: наш язык, нашу честь и нашу Родину - берегите же их как зеницу ока!» Как вы расцениваете завещание шаха Исмаила? Напишите эссе «Мой язык - моё богатство».
Посмотреть ответВопрос: Подберите к выражению работать без устали фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.
Посмотреть ответВопрос: Замените выделенные наречия синонимичными фразеологизмами используя материал для справок. Шёл медле.. о пёс Барбос Теперь уйду я далеко, И вот что говорил невнят..о: Никогда не передам привета». «Мы жили с котом друж..о, Вы дружбу дорого цените, Но внезап..о он закон нарушил. Необдума..о лишних слов не говорите. Материал для справок: душа в душу, на край света, черепашьим шагом, с бухты-барахты, ни под каким видом, себе под нос, бросать слова на ветер, на вес золота.
Посмотреть ответВопрос: Найдите вступление, основную и заключительную части текста. Составьте вопросный план к тексту. Азербайджан - земля с богатой флорой и фауной. Первые сведения о фауне Азербайджана появились в XVII веке в трудах путешественников-естествоведов. Животный мир Азербайджана включает примерно 12 тысяч видов. В Красную книгу занесено 108 видов животных, включая 14 видов млекопитающих, 36 видов птиц, 13 видов земноводных, 5 видов рыб, 40 видов насекомых. Территория республики обладает также богатой и редкой флорой. В Азербайджане часто встречаются растущие только здесь виды растений, которые составляют 66% от общего числа растений на Кавказе. Чтобы сохранить и преумножить поголовье копытных и пушных животных, птиц и рыб, а также редких видов растений, в нашей стране созданы заповедники и заказники, соблюдаются2 правила охоты. В Азербайджане насчитывается 13 природных заповедников. Первые заповедники — Гёйгёльский, Закатальский и Гызылагачский - были образованы в 1925-1930 годах, последний же - «Эльдарская сосна» - в 2004 году. Заповедник создан с целью сохранения редкого вида сосны. В Закатальском заповеднике произрастает более 800 видов растений, среди которых бук восточный, ольха чёрная, липа, берёза пушистая, граб, явор, рябина и др. Средний возраст деревьев - 150 лет. В заповеднике также обитают млекопитающие, рептилии, амфибии. Гараязский заповедник известен тугайными лесами (редкий лес на части речной долины). Турьянчайский, Пиргулинский, Исмаиллинский заповедники созданы с целью сохранения природных лашдшафтов, растительного покрова, восстановления прежних видов лесов. В Ширванском заповеднике водятся джейраны. В водном бассейне, который занимает 3,5 гектара территории, можно встретить много водоплавающих птиц. Главным богатством Кызылагачского заповедника является обилие перелётных птиц. В зимний период здесь гнездятся утки, гуси, лебеди, пеликаны, лысухи, турач, фламинго, султанки. Большинство этих птиц внесено в Красную книгу. В Илисуинском и Шахбузском заповедниках некоторые виды редких и исчезающих растений и животных взяты под особый контроль. В Гёйгёльском заповеднике под охраной находятся озёра с изумительной природой: Гёйгёль, Залигёль, Маралгёль. В 1974 году решением правительства Азербайджана был создан Басит-чайский заповедник с целью сохранения редкой платановой рощи, а в 1987 году - Гарагёльский заповедник с целью сохранения редкой экологической системы горных озёр ледникового происхождения и природы вокруг этого водного бассейна. Живописная природа родной страны нашла своё отражение в художественных произведениях многих азербайджанских поэтов3 и писателей, а также в полотнах известных художников.
Посмотреть ответВопрос: Найдите в тексте однокоренные слова к слову вода. Определите способы образования этих слов. Великие озёра Северной Америки - Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри и Онтарио - самое большое озёрное «созвездие» нашей планеты. Воды первых четырёх из них уносит в пятое - Онтарио - мощная и быстрая река Ниагара. Её длина невелика (всего пятьдесят шесть километров), но на этой короткой дистанции между озёрами Эри и Онтарио река спускается почти на сто метров! Причём половину этой высоты она теряет одним буйным прыжком, который и зовётся водопадом Ниагара. Больше трёхсот лет люди идут, плывут, едут и летят сюда, чтобы увидеть это красивейшее место. Могучий многоводный поток разрезан у водопада Козьим островом на две части. Справа, со стороны, где пограничная река омывает территорию США, низвергается Американский водопад. А ближе к левому, канадскому берегу Ниагары, изогнулась дуга Канадского водопада, или Подковы, как его чаще называют. Существует ещё и третья часть водопада. Рядом с Козьим островом, ближе к США, расположен крохотный островок Лунный. Струя шириной в двадцать метров, ниспадающая между ними, именуется Лунным водопадом. У каждой из сторон знаменитого водопада есть свои достоинства. Подкова потрясает мощью падающей водной массы и грохотом разбивающихся водопадных струй. Недаром у Канадского водопада есть ещё одно название - «Громовержец». Американский водопад короче, но зато лучше смотрится со стороны, особенно в солнечную погоду. А ночью сотни разноцветных прожекторов, подсвечивающих непрерывно движущуюся стену воды, создают поистине сказочную иллюминацию, усиливающую и без того потрясающее впечатление от этой части Ниагары. Грохот Ниагары слышен за двадцать пять километров, поэтому стоящий рядом с водопадом человек ничего не слышит. Не зря индейцы-ирокезы, жившие поблизости, дали этому чуду природы такое название (по-ирокезски «ниагара» - «грохочущая вода»). За водопадом река сужается почти в десять раз и несётся вперёд со страшной скоростью. На обоих берегах в толще скал вырыты шахты, в которых устроены лифты. Одетые в прорезиненные плащи туристы спускаются к самому подножью Ниагары и, находясь в каких-нибудь полутора метрах от грандиозной рушащейся вниз водяной стены, ощущают благоговейный ужас перед необузданной мощью природных сил. Путешественникам рассказывают ирокезскую легенду о Деве Тумана, ритуальной жертве Ниагары. Как гласит легенда, индейцы ежегодно выбирали самую красивую девушку и приносили её в жертву богу Маниту, жившему в пучине под водопадом. Для этого красавицу, нарядно одетую, сажали в пирогу без вёсел и отталкивали от берега выше Ниагары. И Дева Тумана, как называли принесённую в жертву, улыбалась и пела, плывя к водопаду, - ведь ей выпало великое счастье встретиться со всемогущим божеством! Но однажды выбор пал на красавицу-дочь великого вождя ирокезов. Не в силах вынести разлуки с любимой дочерью, он бросился в пучину с края скалы и погиб в ниагарских водоворотах. Немало людей мечтало прославиться благодаря Ниагаре. Знаменитый в XIX веке циркач-канатоходец Жан Блонден в 1859 году объявил, что пройдёт четыреста метров по канату, натянутому над каньоном в километре ниже Канадского водопада. Посмотреть на это зрелище собралось не меньше ста тысяч человек. По реке ниже водопада плавал небольшой туристский пароходик, переполненный3 желающими увидеть предстоящее зрелище. Когда Блонден ступил на провисший до высоты пятьдесят метров над ущельем канат, половина зрителей была уверена, что он сорвется. Циркач прошёл треть пути и присел на канат отдохнуть. Потом прошёл ещё треть длины каната и снова решил посидеть. Весь переход через ущелье занял у Блондена пятнадцать минут. Два года он продолжал изумлять публику всё новыми трюками над Ниагарой. Отчаянный циркач вошел в историю как покоритель Ниагарского водопада. Ниагара не самый высокий и не самый широкий водопад в мире. По количеству протекающей воды он всего лишь пятый на планете. Но те, кто побывал там, даже если им приходилось уже видеть другие великие водопады Земли, в один голос признают, что более прекрасного зрелища не встретишь, пожалуй, ни на одной реке Северного полушария. (из книги Н. Иониной «Сто великих чудес света»)
Посмотреть ответВопрос: «Подумайте!». Выберите грамматически правильные продолжения предложений. I. Пользуясь толковым словарём, 1) сначала читается вступительная статья; 2) я был поражён богатством нашего языка; 3) обратите внимание на иллюстративный материал; 4) многие слова окажутся вам неизвестными. II. Обдумав план сочинения, 1) я стал подбирать эпиграф; 2) композиция не должна быть нарушена; 3) мною было распределено время; 4) требуется знание художественного произведения. III. Работая над рецензией, 1) главная мысль определяется не сразу; 2) была дана оценка тексту; 3) определите сначала главную мысль текста; 4) анализируются языковые средства выразительности текста. IV. Решая задачу, 1) прочитайте внимательно условие; 2) используются справочники; 3) моё внимание отвлёк телефонный звонок; 4) может быть несколько ответов.
Посмотреть ответВопрос: Вопросы к тексту: 1) Знаете ли вы, что такое притча? 2) Как вы думаете, подходит ли выражение нет худа без добра к идее текста? 3) Согласны ли вы с мнением, что настоящее добро - это забота о тех, кто в этом нуждается? Какие добрые поступки совершили бы вы в своей жизни? - Расскажу вам одну притчу. Вы поймёте, почему нет смысла в званых пиршествах. У многих так заведено: друг друга приглашают на ужин. Соревнуются, кто лучше сервирует стол, чьи угощения более изысканные. Однажды один богатый человек, решивший устроить пир, позвал других знатных и богатых людей. Он истратил много денег, желая всех удивить роскошным пиршеством. Но все они, как будто сговорившись, начали отказываться от приглашения. От первого слуга принёс известие: «Извини, я купил землю, поеду смотреть её». Второй сказал: «Купил пять пар волов, нужно испытать их, извини, не приду». Третий сообщил: «Видишь ли, я недавно женился, хочу побыть дома». Только теперь понял он, как мало значит для богатых людей его званый ужин4. Они не хотят на него тратить время, имея в избытке еду и питьё у себя дома. Но есть же люди, для которых хороший ужин - небывалая награда. И хозяин сказал слуге: - Пройди по улицам и приведи в дом нищих, калек, хромых, слепых. Мы устроим настоящий праздник! Но многие бедные боялись войти в дом богатого человека, и за столом не все места оказались занятыми. Тогда хозяин ещё раз сказал: - Упроси бездомных, как упрашивают знатных вельмож. Нищим всю жизнь приходится кланяться. Пусть хоть раз случится наоборот. Хозяин с интересом наблюдал за лицами незнакомых гостей. Сколько радости, сколько благодарности2 было в них! Праздник удался на славу. Вот где настоящее добро - заботиться о тех, кто в этом нуждается. Хозяин решил, что впредь не пригласит ни одного знатного человека, пренебрегающего его праздником. Так и вы старайтесь делать добро, а не проводить время впустую1. ( Г.М.Шипицына. Сборник изложений и сочинений)
Посмотреть ответВопрос: Найдите в последнем абзаце текста фразеологизм. Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы-фразеологизмы и свободные сочетания и запишите их. В прошлом году со мной приключилась беда. Шёл по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно: оказался сломанным нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера в центре города. С большим трудом поднялся, забрёл в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Я всё сильнее чувствовал накатывающую боль, понимал, что держусь шоковым состоянием и что надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит. Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня. Я видел их отведённые глаза. Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи... Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться1 до дома. Так никто мне и не помог. Позже я раздумывал над этой историей. Люди же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным? С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное обнаруживал и в собственном поведении: желание отойти, уклониться, не ввязываться. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось2. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил призадуматься. Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (По Д.А. Гранину. Из книги «Милосердие»)
Посмотреть ответ