Вопрос:
Составьте предложения по схемам. Подчеркните в них основы.
1. [ ], зато [ ]. 2. [ ], и [ ]. 3. [ ], но [ ].
4. [ ], (если...). 5. [ ], (чтобы ...).
Ответ:
Вопрос: Вопросы к тексту: 1) Почему старый пастух снял шапку перед Блаже? 2) Как вы относитесь к поступку мальчика? 3) Как вы думаете, что могло произойти, если Блаже сказал бы о своём ранении? 4) Как было принято относиться к старшим в этих родах? Сравните их обычаи с азербайджанскими обычаями и традициями. 5) Дайте оценку изложенной ситуации, героям рассказа и их поступкам. В Черногории жил когда-то Блаже - мальчик с большими чёрными глазами. Из всех своих сверстников он один умел читать и писать. Другие мальчики мечтали поскорее отрастить усы и получить ружьё в руки. А у Блаже было только одно желание - побольше узнать о мире. Род Блаже вёл постоянную войну с другим родом. Мужчины одного рода убивали мужчин другого рода из мести: за убийства, совершённые раньше. Распря тянулась давно, и не было никакой надежды, что она когда-нибудь кончится. Блаже не находил никакого смысла в этой кровавой игре. Эта карусель мести не привлекала его. И потому Блаже был счастлив, когда его отец Раде в один прекрасный день объявил, что через неделю два враждебных рода соберутся для переговоров о прекращении распри. Переговоры велись на лугу. Согласно обычаю, сюда явились все. Раде сидел на чёрном жеребце, которого вёл под уздцы Блаже. Время для перемирия было неблагоприятным2. Оба рода ещё оплакивали убитых. С трудом подавляемая ненависть могла вспыхнуть каждую секунду. Но Раде, поборов свой собственный гнев, держал в узде и других. Когда стенания об убитых отцах, мужьях и братьях начали становиться громче, он поднял руки вверх, и, дав людям замолчать, крикнул: - Мы собрались здесь не для того, чтобы считать мёртвых и распалять свой гнев! Мы собрались, чтобы оба наши рода не зачахли, как трава в засуху. Оглянитесь вокруг! Сколько здесь жён без мужей?! И у вас, и у нас хватит оружия и найдутся ещё храбрецы, чтобы и всех остальных женщин сделать вдовами, а детей сиротами. Мы хотим заключить мир не из страха и не из слабости, а по здравому размышлению. Если прошлое одержит здесь над нами победу, не видать нашим родам будущего! Наши семьи вымрут, и от каждого рода останутся лишь горькие вдовы, проклинающие своих мужей! Блаже не сводил глаз с отца. Ему казалось, будто отец, удар за ударом, разбивает тяжёлую цепь, которой все они скованы. Ему хотелось вскочить3 и обнять отца... Многие из собравшихся были благодарны Раде за его речь. И когда он обратился к тем, кто за мир, с призывом встать, они тут же вскочили на ноги. За ними поднялись и все остальные. - Да будет мир! - провозгласил Раде, подняв руки. Но не успел он опустить их, как со стороны другого рода раздался выстрел. На звук выстрела скала ответила эхом. Но рёв толпы заглушил его. Мужчины схватились за револьверы, дети заплакали, женщины ловили руки мужей, пытаясь помешать им стрелять. Ещё мгновение, и завоёванный с таким трудом мир снова превратился бы в кровавую распрю5. Но Раде, подняв руки вверх, прокричал, обращаясь к своим: - Кого ранило? Наступила тишина - все ждали ответа. Никто не сказал, что ранен. И тогда Раде опять повторил, обращаясь ко всем: - Да будет мир! Мир был заключён. Семьи, в которых ещё были живы отцы, согласно обычаю, уходили с луга целой процессией. Впереди глава семьи верхом на коне, которого ведёт под уздцы старший сын, следом за ними, пешком, все домочадцы. В таком же порядке собирался тронуться в путь со своей семьёй и Раде. Он велел своему сыну Блаже взять под уздцы коня, но тот ответил: - Я не могу, отец! Придётся тебе посадить меня в седло. - Что-о? - поразился Раде. И только теперь он взглянул на сына, сидевшего на траве5. Тот был очень бледен и, как-то странно согнувшись, наклонялся вперёд. - Что с тобой? - спросил Раде. Он нагнулся и положил сыну руки на лоб. Лоб его горел. Блаже лихорадило. Его сын приподнял край рубахи, и Раде увидел, что мальчик зажимает рукой рану. Его пальцы и рубашка были в крови. Раде выпрямился и, с изумлением глядя на сына, спросил: - Ты ранен? - Да. В меня попало, - ответил Блаже. И добавил: «Но никто не заметил. И никому не говори. Увези меня отсюда. Врач из посёлка быстро меня вылечит». Отец в растерянности смотрел на сына. - Почему ты не сказал об этом раньше? - спросил он. - Тогда бы не было мира, отец... Врач меня вылечит. Вот увидишь... А зато сколько людей будет спасено... Раде заметил, что мальчик, тяжело дышащий, вот-вот потеряет сознание от боли. Он поднял Блаже и посадил его на своего коня. Потом сказал женщинам, разговаривающим неподалёку от них с соседками. - Пошли! Последите за мальчиком. Ему срочно нужен врач. Люди с удивлением смотрели на невиданную картину: глава семьи вёл под уздцы коня, на котором сидел верхом его сын, безусый мальчишка. Кто-то из рода их бывших врагов крикнул им вслед: - Ягнята впереди стада идут! Не останавливаясь и не поворачивая головы, Раде ответил: - Этот ягнёнок заплатил за мир своей кровью! Кто-то из ваших ранил его, а он и не пикнул, чтобы не нарушить этот чёртов мир! Узнав, что случилось, мать и сёстры Блаже громко заплакали. Мужчины, стоявшие вокруг, с изумлением и уважением смотрели на мальчика в седле. И когда старый пастух снял перед ним шапку, все последовали его примеру. (Глава из повести Дж. Крюсса «Мой прадедушка, герои и я»)
Посмотреть ответВопрос: Представьте ситуацию «У меня зазвонил телефон». Составьте диалог, используя этикетные междометия (междометия, которые выражают вежливость).
Посмотреть ответВопрос: Выясните значение слов прибой, залив, шквал, заплатанный, заискивать.
Посмотреть ответВопрос: Составьте кластер «Современные технологии».
Посмотреть ответВопрос: «Я - корректор». Исправьте примеры, объясните ошибки в употреблении деепричастий. 1. Окна были ярко освещены, подойдя к дому. 2. Посетив зоопарк, он нам понравился. 3. Мы обсудили её, прочитав книгу. 4. Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки. 5. Сделав уроки, у меня заболели глаза. 6. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям. 7. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника. 8. Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли. 9. Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни. 10. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к природе.
Посмотреть ответВопрос: Вместо точек поставьте имена прилагательные и причастия в нужном падеже. Над ними напишите вопрос, на который они отвечают. Определите их род, число, падеж. 1. Мы часто приходили к берегу, ... травой (заросший). 2. Ребята подошли к ... витрине (огромная светящаяся). 3. Садых узнал о ... пожаре от ... подростка (случившийся, знакомый). 4. Особенно хорошо в лесу в мае: так приятно вдыхать ... запах ... листвы (сладкий, распустившийся). 5. По ... лугу пастух со стадом прошёл к ... серебром речке (зазеленевший, сверкающий). 6. Приятно вдыхать запах ... земли (оттаявший). 7. Я окинул взглядом ... за столом людей (сидевший).
Посмотреть ответВопрос: В каждом столбике найдите и укажите наречие: 1) сплошной; 5) полночь; 9) далёкий; 2) сплошь; 6) спрячь; 10) далеко; 3) мелочь; 7) брошь; 11) удали; 4) отрежь; 8) навзничь; 12) далёк.
Посмотреть ответВопрос: «Подумайте!». Найдите «лишнее». Ободряющ.., негодующ.., неуклюж.., общ.., осуждающ.., освежающ...
Посмотреть ответВопрос: Произведите морфемный разбор слов мудрость, ядовитый, наградить, износилась.
Посмотреть ответВопрос: Вопросы к тексту: 1) Чем отличался Дворец Ширваншахов от возводимых в ту эпоху на Ближнем Востоке сооружений? 2) Что вам известно о деятельности ЮНЕСКО, ООН? Баку - город с современным европейским лицом и загадочной душой древнего Востока. Он возник в глубокой древности на холме, у самого моря, и следы этой древности сохранились до наших дней. Город впервые упоминается в византийских летописях V века. Археологические раскопки указали, что поселение здесь было ещё в бронзовом веке, однако настоящая слава городу пришла только в период раннего Средневековья, начиная с IX века. Именно в этот период правили этими землями Ширваншахи, правители средневекового государства Ширван. В самом центре Баку находится «город в городе», обнесённый крепостной стеной - Ичери-шехер. «Бакинский акрополь», «Старый город», «Внутренний город» - как только не величают этот уникальный исторический ансамбль, расположенный прямо в центре Баку. Город разросся, и в XII веке по всему периметру его обнесли крепостными стенами. Поэтому Ичери-шехер часто называют ещё и крепостью. Следует отметить, что Баку в ХVII-ХIХ веках не выходил за пределы Старого города. Здесь располагались и дворцы правителей, и жилые кварталы. С 1747 по 1806 годы здесь находилась столица Бакинского ханства. Лишь после начала нефтяного бума город, разрастаясь2, выходит за крепостные стены. В крепости сохранилось большое количество памятников, иллюстрирующих почти все периоды развития азербайджанского средневекового зодчества. Сохранился минарет мечети Мухаммеда, известный, как Сынык-кала («Разрушенная башня»). Эту мечеть в 1078 году возвёл зодчий Мухаммед ибн Абу Бакр. Это самый ранний документально датируемый памятник мусульманской архитектуры, причём не только Баку и Апшерона, но и всего Азербайджана. Но главная достопримечательность крепости - дворец Ширваншахов, расположенный на верхнем парадном дворе Крепости. Здесь всё будит воображение: и узкие окна, напоминающие бойницы, и каменные изваяния животных, и даже темница, которая видна через решётку сверху. Хотя время сооружения дворца точно не установлено, предполагают, что он был построен в XV веке, когда Ширваншахи перенесли свою столицу из Шамахы в Баку. Внешний вид здания с простым входным порталом, гладкими стенами без всякой декоративной обработки, орнамента или надписей не создаёт впечатления1 дворца, что отличает его от возведённых в ту же эпоху на Ближнем Востоке пышных дворцов. В главном корпусе дворца имеется более 40 комнат различной величины. Среди них самое большое впечатление производит восьмигранный зал с массивными стенами, нишами со стрельчатыми арками, покрытый каменным куполом. Он был предназначен для аудиенций и назывался «ханское сидение». Почти во всех дворцах Ближнего Востока были специальные помещения для приёма послов, посетителей и заседаний. Они именовались «Диван-хане» (государственный совет). Диван-хане Ширваншахов - один из лучших памятников архитектуры Азербайджана. В нижнем дворе Крепости расположена Шахская мечеть, построенная в начале XV века. Она имеет два входных портала: один со стороны двора, для посетителей, а второй - для живших во дворце шаха и его близких. Рядом с Шахской мечетью расположено здание усыпальницы Ширваншахов - тюрбе. Над входом в неё надпись сообщает, что усыпальница была сооружена Ширваншахом Халилуллой для его матери и сына в 839 год хиджры (1435-1436). Позднее в здании усыпальницы размещалось медресе, а сейчас - музей. В восточной стене Крепости был сооружён портал «Ворота Мурада». Они были построены во время пребывания в Баку турок. Мавзолей Дервиша расположен в южной части двора. Дворцовый ансамбль в Баку - наиболее своеобразный и совершенный памятник, архитектура которого воплощает лучшие черты художественного стиля своей эпохи. Во дворце открыт историко-архитектурный музей, один из самых богатых в Баку. С 1977 года комплекс Ичери-шехер получил статус историко-архитектурного заповедника, а с 2000 года включён в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО .
Посмотреть ответ