Вопрос:
Спишите, вставляя, где нужно, букву ь.
I. Брош.., рож.., мяч.., задач.., тягуч.., сбереч.., наотмаш.., уж.., навзнич.., замуж.., пишеш.., смотриш..ся, хранилищ.., могуч.., проч.., страж.., льёш.., училищ.., вскач.., толоч..,, помощ.., молодёж.., забудеш.., отреж..те, навзнич.., настеж.., передач.., блестящ.., бородач.., лещ.., хорош.., проч.., рощ.., дрожь..., чёрная туш.., оркестр сыграл туш..,
II. Не лежит..ся на печи, боят..ся волков, станеш.. торопит..ся, дело провалит..ся, решил учит..ся, учит..ся никогда не поздно, это случит..ся.
Ответ:
Вопрос: Выпишите из текста «Музыкальное чудо» сочинительные союзы. Определите, что они соединяют: однородные члены или простые предложения в составе сложного? Какое значение они имеют? На какие группы их можно разделить? Троих музыкантов, направлявшихся из Зальцбурга в Вену, Леопольда Моцарта, его дочь Анну и сына Вольфганга, таможенники на границах знали и пропускали беспрекословно. Маленький Моцарт виртуозно играл на своей скрипочке, и взрослые слушали его, забыв обо всём на свете5. Австрийский император Иосиф II, прослушав его игру на клавесине, назвал ребёнка музыкальным чудом. Вольфганг Амадей Моцарт обладал феноменальным музыкальным дарованием. Когда преподаватель музыки Леопольд Моцарт начал учить свою старшую дочь музыке, то 3-летний Вольфганг проявил такой интерес к клавесину, что удивил отца. Когда Вольфгангу исполнилось 4 года, отец стал обучать сына игре на музыкальных инструментах, и мальчик продемонстрировал абсолютный музыкальный слух и удивительную память. В 5 лет он играл на скрипке и клавесине лучше взрослых исполнителей. В 1762 году, когда Вольфгангу исполняется шесть, а сестре его - десять с половиной лет, отец принимает решение совершить с детьми концертную поездку сначала в Мюнхен и Вену, затем в другие города Германии. Первые же выступления маленьких Вольфганга и Анны в Вене вызвали сенсацию. Дети играют в гостиных вельмож и даже перед королевской семьёй. Среди дворцовой роскоши фигурка шестилетнего артиста кажется ещё более хрупкой и миниатюрной, чем обычно. Напудренный парик придаёт круглому личику непривычно серьёзный вид. Мальчик играет сосредоточенно, с невозмутимой уверенностью. Его руки так и летают по клавишам. Иногда даже по желанию высокопоставленных лиц клавиатуру накрывают платком. Вовсе не видя клавиш, мальчик продолжает играть так же уверенно и спокойно. Перед ним ставят ноты с незнакомыми пьесами. Он тут же их проигрывает, как говорят музыканты, «с листа». В ноябре 1766 года, с триумфом выступив в Париже, ряде городов Швейцарии, Германии, семья Моцарта вернулась в родной Зальцбург, пробыв за границей почти три с половиной года. Тотчас же по возвращении домой отец возобновил с детьми серьёзную и планомерную работу. Продолжались занятия на скрипке, клавесине и органе. Успешно шли занятия также по арифметике, истории и географии. Приступили к изучению латыни и итальянского языка, знание которых в то время было для музыкантов обязательным. В 1770 году 14-летний Моцарт в сопровождении отца едет в Италию. Его концерты в итальянских городах сопровождаются шумным успехом. Его концертное турне по Италии продолжается несколько лет. Но, несмотря на успех и восхищение европейской публики, ему не удалось найти себе достойного места, он не получал за свои произведения должного вознаграждения. Моцарт уехал из Зальцбурга, предпочтя униженному положению придворного музыканта исполненную невзгод и превратностей жизнь «свободного художника». В 1781 году Моцарт уехал в Вену, где стал давать концерты. Он много сочинял в этот период: комическую оперу «Похищение из Сераля», оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Театр во время представления «Свадьбы Фигаро» был набит до отказа. Успех был необычайный, музыка всех покорила. На следующий день его мелодии распевала вся Вена. Своё величайшее произведение - «Реквием» - Моцарту не удалось закончить: работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил его, используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер. Моцарт является автором свыше 600 произведений, его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.
Посмотреть ответВопрос: Продолжите пословицы. Найдите деепричастия в этих пословицах. 1. Не давши слова, крепись, а ... . 2. Не зная броду,.... 3. Снявши голову, .... 4. Что имеем, не храним,.... 5. Не убив медведя,.... (Пословицы)
Посмотреть ответВопрос: Подберите синонимы к словам блистать, колоритный.
Посмотреть ответВопрос: Вопросы к тексту: 1) Чем отличался Дворец Ширваншахов от возводимых в ту эпоху на Ближнем Востоке сооружений? 2) Что вам известно о деятельности ЮНЕСКО, ООН? Баку - город с современным европейским лицом и загадочной душой древнего Востока. Он возник в глубокой древности на холме, у самого моря, и следы этой древности сохранились до наших дней. Город впервые упоминается в византийских летописях V века. Археологические раскопки указали, что поселение здесь было ещё в бронзовом веке, однако настоящая слава городу пришла только в период раннего Средневековья, начиная с IX века. Именно в этот период правили этими землями Ширваншахи, правители средневекового государства Ширван. В самом центре Баку находится «город в городе», обнесённый крепостной стеной - Ичери-шехер. «Бакинский акрополь», «Старый город», «Внутренний город» - как только не величают этот уникальный исторический ансамбль, расположенный прямо в центре Баку. Город разросся, и в XII веке по всему периметру его обнесли крепостными стенами. Поэтому Ичери-шехер часто называют ещё и крепостью. Следует отметить, что Баку в ХVII-ХIХ веках не выходил за пределы Старого города. Здесь располагались и дворцы правителей, и жилые кварталы. С 1747 по 1806 годы здесь находилась столица Бакинского ханства. Лишь после начала нефтяного бума город, разрастаясь2, выходит за крепостные стены. В крепости сохранилось большое количество памятников, иллюстрирующих почти все периоды развития азербайджанского средневекового зодчества. Сохранился минарет мечети Мухаммеда, известный, как Сынык-кала («Разрушенная башня»). Эту мечеть в 1078 году возвёл зодчий Мухаммед ибн Абу Бакр. Это самый ранний документально датируемый памятник мусульманской архитектуры, причём не только Баку и Апшерона, но и всего Азербайджана. Но главная достопримечательность крепости - дворец Ширваншахов, расположенный на верхнем парадном дворе Крепости. Здесь всё будит воображение: и узкие окна, напоминающие бойницы, и каменные изваяния животных, и даже темница, которая видна через решётку сверху. Хотя время сооружения дворца точно не установлено, предполагают, что он был построен в XV веке, когда Ширваншахи перенесли свою столицу из Шамахы в Баку. Внешний вид здания с простым входным порталом, гладкими стенами без всякой декоративной обработки, орнамента или надписей не создаёт впечатления1 дворца, что отличает его от возведённых в ту же эпоху на Ближнем Востоке пышных дворцов. В главном корпусе дворца имеется более 40 комнат различной величины. Среди них самое большое впечатление производит восьмигранный зал с массивными стенами, нишами со стрельчатыми арками, покрытый каменным куполом. Он был предназначен для аудиенций и назывался «ханское сидение». Почти во всех дворцах Ближнего Востока были специальные помещения для приёма послов, посетителей и заседаний. Они именовались «Диван-хане» (государственный совет). Диван-хане Ширваншахов - один из лучших памятников архитектуры Азербайджана. В нижнем дворе Крепости расположена Шахская мечеть, построенная в начале XV века. Она имеет два входных портала: один со стороны двора, для посетителей, а второй - для живших во дворце шаха и его близких. Рядом с Шахской мечетью расположено здание усыпальницы Ширваншахов - тюрбе. Над входом в неё надпись сообщает, что усыпальница была сооружена Ширваншахом Халилуллой для его матери и сына в 839 год хиджры (1435-1436). Позднее в здании усыпальницы размещалось медресе, а сейчас - музей. В восточной стене Крепости был сооружён портал «Ворота Мурада». Они были построены во время пребывания в Баку турок. Мавзолей Дервиша расположен в южной части двора. Дворцовый ансамбль в Баку - наиболее своеобразный и совершенный памятник, архитектура которого воплощает лучшие черты художественного стиля своей эпохи. Во дворце открыт историко-архитектурный музей, один из самых богатых в Баку. С 1977 года комплекс Ичери-шехер получил статус историко-архитектурного заповедника, а с 2000 года включён в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО .
Посмотреть ответВопрос: Выпишите из текста причастия. Определите их род, число, падеж, а также их глагольные признаки.
Посмотреть ответВопрос: Вставьте подходящие по смыслу предлоги. ... полюсе, ... экваторе, ... полюса, ... экватора, ... школу, ... школы, приехать ... Кавказ, уехать ... Кавказа, войти ... лес, выйти ... леса, идти ... завод, прийти ... завода, присутствовать ... диспуте, участвовать ... диспуте, быть ... старте, участвовать ... старте, пойти ... балет, идти ... балета. Жить ... Забайкалье, ... Байкале, ... Урале, бежать ... всех сил, вышел ... угла, сделано ... льна, взял ... печки, выложить ... льда.
Посмотреть ответВопрос: Составьте план к тексту. Среди учёных мирового уровня Мария Склодовская-Кюри занимает особое место, она дважды становилась лауреатом Нобелевской премии: в 1903 году по физике, в 1911 - по химии. Такой выдающийся результат - редкое явление даже среди мужчин. Мария родилась в Польше, в Варшаве, в семье учителя. В семье было пятеро детей. Отец помог дочери изучить французскую, немецкую, русскую и английскую литературу, получить знания в области естественных наук. Мария с детства отличалась трудолюбием и блестящими способностями. Закончив в 15 лет школу с золотой медалью, она решила учиться дальше. Однако в Российской империи, в то время включавшей часть Польши вместе с Варшавой, возможности женщин получить высшее научное образование были ограничены3. Мария проработала несколько лет гувернанткой, и только в возрасте 24 лет, при поддержке старшей сестры, смогла поехать в Сорбонну, в Париж, где изучала химию и физику. Мария Склодовская стала первой в истории этого известнейшего университета женщиной-преподавателем. В Сорбонне Мария встретила своего будущего супруга Пьера Кюри, преподавателя физики, и они вместе начали заниматься исследованием аномального явления - излучения солей урана. Мария предложила назвать это свойство радиоактивностью. Учёные продолжали дальше исследовать урановую руду. Но руда стоила очень дорого, и Мария предложила покупать дешёвые отходы урановой руды. Они должны были сами переработать тонны отходов. Работа была очень напряжённой. В 1902 году, после долгих исследований, супруги получили два новых химических элемента: один из них был назван полонием в честь Польши, другой - радием (от слова ray - «луч»). За четыре года постоянной работы из 8 тонн урановой руды они получили всего одну сотую грамма нового вещества - радия и установили его атомный вес. Работая с радием, учёные получали ожоги, которые долго не заживали. В 1903 году Мария и Пьер Кюри получили Нобелевскую премию по физике «За выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Их вклад в науку был оценён по достоинству, их имена знали учёные всего мира. Казалось, впереди у Нобелевских лауреатов большое будущее. Но в 1906 году Пьер погиб в результате дорожного происшествия. Несмотря на горе, Мария продолжала работать, продолжала изучать радиоактивность. Впервые в своей истории Парижский университет присвоил ей, женщине, звание профессора, и она стала заведовать кафедрой, которой ранее руководил Пьер Кюри. Наконец Марии удалось получить чистый радий и точно определить все его физические3 и химические свойства. В 1911 году Мария получила вторую Нобелевскую премию - за выдающиеся заслуги в области химии. Ещё ни одно открытие XX века не произвело такого поразительного впечатления, как открытие радия. Радий начали использовать в медицине, и он помог спасти миллионы жизней. Интересно, что старшая дочь Кюри, Ирен, также выбрала дорогу науки, причём в той же области, что и её родители. История повторилась. Ирен вышла замуж за физика Фредерико Жолио. Оба стали носить фамилию Жолио-Кюри. Вместе они сделали великое открытие явления искусственной радиоактивности. За это открытие в 1935 году они получили Нобелевскую премию. Открытия Марии и Ирен Кюри впервые заставили научную элиту посмотреть на женщину как равную мужчине. (По книге С. Розановой, Т. Шустикова «Человек среди людей»)
Посмотреть ответВопрос: Спишите предложения, заменяя глаголы в скобках на причастия. Расставьте знаки препинания и графически обозначьте причастные обороты. Определите время причастий. 1. Сороки (состоять) с воронами в близком родстве заметили перекличку ворон и застрекотали. 2. Я проснулся от (пробиться) в мутное стекло солнечного луча. 3. На дереве сидел соловей (петь) свою звонкую песню. 4. Муравьи (тащить) что попало в свои жилища действовали организованно. 5. (Идти) впереди человек всё время оглядывался назад.
Посмотреть ответВопрос: Вставьте недостающие слова. Укажите, какие это части речи. Есть ... «связь» ... языком, ... котором говорит человек, ... морщинами ... его лице? Да, есть, ... самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих ... разных языках. Самым «жёстким» ... лица, ... его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются. ... это приводит ... преждевременному его старению, появлению морщин ... ... складкам. Самыми «щадящими » ... кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки, ... испанский, итальянский ... русский.
Посмотреть ответВопрос: Какие слова в тексте выражают различные чувства, настроения, а какие - вежливость? Я - самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому - он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему - смеётся: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!» Чуть дело плохо, говорят: «Дело - табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные - это ведь тоже мои братцы.
Посмотреть ответ